Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

С любимыми не расставайтесь!

Александр Володин

  • Аватар пользователя
    Аноним15 мая 2018 г.

    В ожидании спасения

    «Мне хотелось изучать Достоевского, а мне давали Лебедева-Кумача»

    Из интервью А. Володина

    Прежде всего, мне вспоминаются два фильма, поставленные по володинским произведениям – «Старшая сестра» и «Осенний марафон». Проникновенная игра Михаила Жарова, Татьяны Дорониной, Натальи Теняковой, Олега Басилашвили, Евгения Леонова

    Таких людей больше нет… Он и был один такой, Александр Моисеевич Володин: эмоциональный честный совестливый человек.

    Сборник «С любимыми не расставайтесь!» демонстрирует практически весь спектр творчества автора за исключением лирики. Особый интерес, конечно, представляют пьесы Володина (правда, нет текста «Старшей сестры»), и «Пять вечеров», занимают здесь ведущую позицию. Действительно, правы исследователи, что этот текст надо прежде всего читать, а уж потом смотреть постановку. Кстати, подобное относится отнюдь не ко всем драматургам, и не всегда это является достоинством.
    Особый интерес вызывают авторские ремарки, которые вряд ли можно вставить в спектакль.
    Например:


    «<…> Включила рефлектор, села на скамеечку, и, не сняв пальто, принялась накручивать волосы на бигуди.
    Свет гаснет. Занавес.

    Женщина.
    Преклонение и жалость…»


    (С. 80)

    Здесь и откровенное сочувствие Володина к героине и одновременно продолжение традиции чеховского подтекста, когда Тамара настолько погружена в свои чувства, что забывает снять пальто и совершенно автоматически начинает завивку волос. И, конечно, видно тяготения драматурга к прозе.


    «Но вот пришло время и прощаться с театром двадцатого века. Кажется, ещё вчера прокатывались эти взрывы духовной жизни. Театр Товстоногова. «Современник». Эфрос. «Таганка» Любимова»

    (С. 664).

    Сейчас в прямом смысле от драматургии Володина, точнее от постановок по его пьесам в те далёкие оттепельные годы, до нас доходят лишь отзвуки. Есть радиозапись того культового спектакля «Пять вечеров» Георгия Товстоногова 1959 года, где главные роли играли покойные Зинаида Шарко и Ефим Копелян, но нет телеверсии (как нет, насколько я знаю, полных телеверсий самых значимых товстоноговских спектаклей – «Идиот», «Варвары»).


    «Красота спасет мир!» Но ‒ потом, потом, нескоро, нескоро… Может быть, никогда»

    (С. 660).

    12
    1,1K