Рецензия на книгу
Тобол. Много званых
Алексей Иванов
Аноним10 мая 2018 г.Сибирь - всегда дикая, изредка симпатичная. Сюда ссылают неугодных Петру Великому людей: пленных шведов, зарвавшихся чиновников, раскольников и многих других. Действительно удачным, я считаю, удалось Иванову прописать каждую группу персонажей. Каждый из участников действа имеет свои особенности характерных только его «фракции» и вы точно по ходу чтения не спутаете шведа с русским, а китайца с бухарцем. Условно всех можно разделить на «мы» и «они» - т.е. русские и другие народности. Начнем, благословясь.
Все русские воруют. Глава Сибири Гагарин по-крупному, остальные по чуть-чуть. И искреннее не понимают почему нельзя, если можно? Вот же оно лежит, да еще и без охраны (а если и с охраной, её ведь можно и в долю). Но в какой-то момент, когда читатель уже на гране депрессии от такого положения, автор вводит контрастных персонажей. Один из них Ремезов – неугомонный архитектон, вознамерившийся возвести в Томске кремль, да такой, что Москва дрогнет. А еще собор, еще один собор и! и! всё! Это отличный представитель честного дельца, которому приходится, сжав зубы, покрывать «чёрную бухгалтерию» ради удовлетворения собственных высоких порывов.
Власть русских была не в колдовстве. Все русские, даже какой-нибудь последний нищий на ярмарочной площади, имели в себе безоговорочное убеждение, что тут, в Сибири, они самые главные. Они приходили и брали, что пожелают, и даже удивлялись, когда им не хотели давать.Шведы. Представьте себе благородного фазана попавшего в одну клетку с самыми обычными пеструшками, и тогда вы сможете оценить всю ту разницу между «элитарной» Европой и дремучей Сибирью. Подданные шведского короля из последних сил пытаются держать западную планку, сбившись в единую артель, но варварская Россия все сильнее соблазняет своим самогоном и возможностью быстрого обогащения. Делайте ставки кто кого, господа.
-Почто им перья, батя? – спрашивал отца какой-то русский парняга.- Дурь заморская, - уверенно пояснил батя. – Они своему королю дорогу шапками подметают. Не метлу же на шапку присобачивать.
А мы никого не забыли? Какие еще коренные народности? Да, оказывается, люди жили в глухой тайге задолго до того, как царь решил использовать её как место ссылки. Незнающие воровства и людской жестокости, они искренне не понимают, за что оказались виновными. «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать», скажет один русский делец и заберет последнюю шкурку, а заодно и юную дикарку-остячку Айкони на «порезвиться». А чё, мы русские, нам все можно, а вы нехристи, терпите.
Очень удивило наличие мистификации. Священник Филофей, на которого возложена миссия крещения язычников, постоянно сталкивался с шаманской магией, которая в книге действительно существует и имеет силу. Этот момент вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, такой расклад добавляет огоньку в повествование, позволяет прочувствовать всю дикость и неизведанность далекой Сибири, но с другой – позвольте, какая еще магия-мистика в романе далеком от жанра фантастики?
Алексей Иванов сделал замес исторического масштаба, и, по моему скромному мнению, ему это удалось. Вписанные в историческую летопись абсолютно разношерстные персонажи, как не странно, гармонично смотрятся в общей картине. А самый распоследний пропойца и вор вполне способен запустить эффект бабочки с историческими последствиями для России. Да, история никогда еще не была столь интересна.
Русские- это буревал: нельзя удержать падающее в урагане дерево, можно только увернуться.8788- Дурь заморская, - уверенно пояснил батя. – Они своему королю дорогу шапками подметают. Не метлу же на шапку присобачивать.