Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена

Л. Стерн

  • Аватар пользователя
    Аноним10 мая 2018 г.
    ...вы видите, я добрался уже почти до середины моего четвертого тома — и все еще не могу выбраться из первого дня моей жизни.

    Удивительно, но мне не понравилось. Видимо, мне надо было быть внимательнее при выборе книги, стоило обратить внимание на то, что Стерна называют родоначальником такого жанра как "поток сознания", который я не то чтобы не люблю, но читаю без удовольствия. Я рассчитывала на обычную английскую классику, я уже представляла себе, с каким удовольствием буду наблюдать за жизнью джентльмена Тристрама... но оказалось, что мне предстоит продираться через бесконечные графоманские размусоливания всяких мелочей, а никакой жизни Тристрама вовсе не будет. Будут отец Тристрама с его зацикленностью на носах и именах, дядюшка Тоби с его помешанностью на оборонительных сооружениях, его слуга Трим не меньше его двинутый на фортификации, различные Иорики, Свинберны и Кисарции будут упоминаться в контексте различных рассуждений о вещах не имеющих никакого смысла, хотя история с горячим каштаном безусловно забавная.

    Вся книга построена на том, что сам Тристрам рассказывает о себе и о том, что кажется ему важным, интересным или занимательным. Не забывая все время напоминать читателю о собственной гениальности, он снова и снова повторяет, что чтение должно сопровождаться напряженной работой ума. Видимо, именно поэтому он ни капельки не стремится облегчить читателю жизнь. Вместо приятного линейного повествования есть какие-то скомканные обрывки, перемежающиеся бесконечными отступлениями. Я думаю, что отступления вообще чуть ли не самое важное, что есть в книге, потому как именно в них то и раскрывается личность Тристрама. Стерн безусловно пытается вести с читателем беседу, но я не знаю, может стиль беседы настолько изменился с тех пор, а может Стерн просто переборщил с надеждами на читателя, но это больше похоже на монолог сумасшедшего, чем на "живую беседу".

    События в романе расположены хаотично, прошлого, настоящего и будущего как будто и не существует, просто Тристрам вытаскивает те моменты, которые ему удобны в данный момент, да и вообще структура книги вызывает недоумение. Посвящение находится не в начале, а где-то в первой трети книги, по-моему, притом оно вклинилось чуть ли не в середину беседы отца Тристрама и его дядюшки Тоби. И оно вообще не одно. Если я правильно распознала "шутки" Стерна, то есть еще парочка всяких посвящений. И почему он все время меняет пол читателя? То он обращается к даме, то к джентельмену, то к священникам... А пропуски в сюжете? А уничтоженная глава? А пропущенные строчки, какие-то пробелы между абзацами, вставки из других книг и все такое прочее? Или главы, которые вообще в принципе отсутствуют, представляя из себя просто белые листы? Или главы, которые просто лидируют в моем списке странных, а конкретно те, в которых герои подражают различным музыкальным звукам. Нееееет, читать это спокойно просто невозможно. Меня эта чехарда бесконечно раздражала.

    Поездка Тристрама по Франции как-то вообще непонятно к чему и зачем ну или я просто уже окончательно устала от этого дерганного стиля, а вот история любви дядюшки Тоби и вдовы как-то-там-уже-не-помню-как-ее-звали очень даже ничего. Особенно учитывая, что у них там по сути гендерные роли перепутаны, полагаю, для того времени это было сильно вновинку. Вообще, когда речь заходит о старине Тоби, Стерн как будто превращается в другого писателя, он явно тяготеет к этому персонажу.

    В качестве итога могу сказать, что стремление автора поглумиться над всем, что было написано до него, а также желание проигнорировать все существующие правила написания романов очевидны и лежат прямо на поверхности, но не всегда доставляют читателю (например, такому как я) удовольствие. Английский юмор тут местами чересчур уж английский, а еще местами (полагаю, что осознанно) превращается в самую настоящую сатиру. Роман для... ценителей, для тех, кто любит как следует поковыряться в словах, чтобы добраться до сути, для тех, кто умеет замечать всякие тонкости, например, такая вот мне на глаза попалась - Стерн очень много внимания уделяет позам героев, зачастую, они служат способом выразить чувства. То есть вот отец Тристрама чаще всего кажется бесчувственным, но у него все эмоции просто демонстрируются через позы, например, когда он злиться или когда расстроен. В общем, ну я же говорю, роман для ценителей. Просто так его брать чтобы почитать и получить удовольствие... я бы не стала. Я бы даже наверное его бросила после первых же глав, если бы не мое упрямство.

    14
    1K