Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обезьяна и сущность

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    renigbooks10 мая 2018 г.

    «Мечта о порядке порождает тиранию, мечта о красоте — чудовищ и насилие».

    Научно-фантастическая новелла «Обезьяна и сущность» интересна своим жанровым своеобразием — это киносценарий, помещённый в роман — иными словами, история в истории. В руки рассказчика случайно попадает забракованный сценарий, отправленный киностудией на сожжение. Содержание рукописи вызывает у него неподдельный интерес, и он отправляется на поиски его автора — некоего Уильяма Тэллиса, живущего где-то в глубинке. Рассказчик и его приятель оперативно разыскивают его дом, но оказывается, что мистер Тэллис уже скончался... Им остаётся лишь строить догадки о его загадочной личности по написанному им сценарию.

    В рукописи Тэллиса рассказывается о постапокалиптическом мире, уничтоженном Третьей мировой. Города превратились в пыльные руины. Всё заражено радиацией. В отдалённости и изоляции выжила лишь Новая Зеландия. И вот, несколько десятилетий спустя, новозеландские учёные на огромном корабле прибывают в Америку, чтобы открыть её заново. В центре повествования находится доктор Альфред Пул, которого во время научной экспедиции в Лос-Анджелесе похищает группа деградировавших дикарей, некогда бывших благопристойными американцами. Доктору Пулу, чудом избежавшему казни, предстоит знакомство с варварским бытом, верованиями и традициями своих похитителей.

    Подобный сюжетный приём — помещение главного героя в таинственный и чуждый ему мир — напоминает фабулу романа «Остров», с той лишь разницей, что Альфреда Пула — в отличие от Уилла Фарнаби — ожидают далеко не самые приятные открытия. Выжившая в пекле термоядерной войны кучка дикарей поклоняется дьяволу, разоряет в поисках трофеев древние могилы, совершает ритуальные убийства родившихся с уродствами младенцев и жестоко карает их матерей. По этой же причине всем юным дикарям с детских лет внушают отвращение к женскому полу: «Женщина — это сосуд Нечистого, источник всех уродств и враг человечества».

    В романе писатель не только предостерегает нас о возможной ядерной катастрофе, но и безжалостно обнажает гложущие современную цивилизацию страхи: «Страх перед разрекламированной техникой, которая, поднимая уровень нашей жизни, увеличивает вероятность нашей насильственной смерти. Страх перед наукой, которая одной рукой отбирает больше, нежели столь щедро даёт другой. Страх перед явно гибельными институтами, за которые мы в нашей самоубийственной преданности готовы убивать и умирать. Страх перед великими людьми, под возгласы всенародного одобрения возвышенными нами до власти, которую они неминуемо используют, чтобы убивать нас или превращать в рабов. Страх перед войной, которой мы не хотим, и тем не менее делаем всё, чтобы её развязать».

    Пророческие слова Хаксли о постигающей нас экологической катастрофе актуальны как никогда: «Загадили реки, истребили диких зверей, уничтожили леса, смыли пахотный слой земли в море, сожгли океан нефти, разбазарили полезные ископаемые, которые накапливались в течение целых геологических эпох. Разгул преступного тупоумия. И они называли это прогрессом!» Но даже при таком пессимистичном раскладе автор оставляет шанс на спасение не только для доктора Пула и его возлюбленной Лулы, но и всего человечества.

    12
    1K