Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Космос Эйнштейна. Как открытия Альберта Эйнштейна изменили наши представления о пространстве и времени

Митио Каку

  • Аватар пользователя
    Аноним7 мая 2018 г.

    Спросите большинство из современных людей, хотели ли бы вы почитать книгу о физике? И на вас посмотрят дикими, расширившимися от изумления (ужаса, страха) глазами. Разумеется, я не имею ввиду людей, которые профессионально работают в этой области. Хотела было написать, кроме людей, регулярно пересекающихся с этой областью, но поняла, что это будет неверно. Ведь с законами физики мы сталкиваемся каждый день, просто мы вывели из них частные случаи, и не задумываемся о причинах. Если с крыши сорвется сосулька, то надо быстро отпрыгнуть в сторону, а еще лучше вообще не ходить под крышами в период оттепели. И при этом мы не вспоминаем закон всемирного тяготения Ньютона, не задумываемся о разрушении межмолекулярных связей в кристаллах льда. Эти законы работают повсюду, а возьмись кто-то их объяснять, на него посмотрели бы как на ненормального, или на как слишком заумного, от которого лучше держаться подальше.А ведь на самом деле у огромного количества людей просто выработан комплекс по отношению к физике, основанный на полном отрицании даже малейшей попытки понять процесс. Во многом виновно в этом, конечно, наше образование. Физика вводится в классе уже как наука (все ваши игры оставьте для двора, теперь только серьезное выражение лица и думать, думать). А ведь не зря сейчас ученые (психологи) говорят о важном значении игры в роли развития ребенка. Не стоит считать ее пустой забавой, в силах взрослого наполнить ее смыслом. Стоит ли в физике сразу скатываться к частностям, деталям, уравнениям и сложным задачкам, т.е., постигая части, приходить к общей картине? Может быть, стоит сначала показать общую идею, продемонстрировать ее детям так, чтобы она ожила? Попробуйте опровергнуть очевидные истины, заинтересуйте детей так, чтобы они задавали вам вопросы. Покажите простейшие примеры этой физике в реальной жизни, тогда эти сухие формулы на доске обретут эмоциональную окраску. Они станут арифметическим доказательством очевидного факта, а не наоборот. Понимание сути процесса куда важнее, чем способность вычислить правильный ответ по заученной формуле, при этом без осознания, что именно считается и почему.
    Такой системы обучения нет в наших школах, и этому много оправданий: мало учебных часов, надо "гнать план", нет соответствующих утвержденных методических пособий ... И все как обычно упирается в личность учителя.
    Но встречаются люди, которые уже во взрослом состоянии стремятся восполнить пробелы в своем образовании, расширить кругозор, поподробнее разобраться в интересующих вопросах. С этим и связан интерес и к космосу (и книгам Хокинга), и к физике, и к другим областям знаний. И большое спасибо тем популяризаторам науки, которые берутся писать эти книги для широкого круга читателей. А это не такая простая задача, как может показаться. Помните известный анекдот про профессора на лекции: я этим студентам раз объяснил, другой, третий, уже сам понял, а они все еще не понимают. Нужны достаточно глубокие знания (как это ни странно звучит), чтобы иметь возможность объяснять законы природы на простом уровне (но с полным пониманием физики процесса). Только человек, который смог не раз провести математические расчеты, неоднократно вывести формулы, вычислить уравнения, вдруг начинает складывать все это в один большой пазл и поднимается над созданной картиной. Да это же элементарно, хочется воскликнуть ему, как школьнику, который долго бился над решением задач одного типа и вдруг в какой-то момент уловил закономерность, избавился от одного ему понятного камня преткновения. И вот только теперь он уже готов к преподаванию.
    Именно к такой целой картинке и стремился Эйнштейн. Пользуясь своим великим дарованием, превосходной интуицией, он, создавая теорию, пытался не вывести ее из частного, играя системами уравнений, а стремился сразу охватить ее полностью. Он считал теорию созданной лишь тогда, когда в голове складывался рисунок, в котором не было противоречий. Именно благодаря такому рисунку он задумался о сжатии пространства и замедлении времени при скорости, близкой к скорости света. Уникальная теория относительности, ломка классической теории Ньютона, родилось из простого рисунка, и лишь потом было доказано сложными системами уравнений. С историей рождения этого открытия нас и знакомит Митио Каку. А также он знакомит нас и с биографией самого Эйнштейна, ведь всем интересно, откуда берутся такие гении. Особо внимательные подростки еще не раз бросят в лицо учителям или родителям, что у Пушкина тоже была двойка по математике, а из этой книги они могли бы добавить, что и сам Эйнштейн (в молодости) математику не уважал, считал просто своеобразным развлечением, игрой циферок, далекой от настоящей науки, в школе учился весьма неважно (правда, в те времена преподавание в Германии вообще сводилось почти к одной зубрежке, так что наши школы уже огромный прогресс), а в университете за пропуски лекций был назван профессором "ленивой собакой". Эх, если бы все, кто пропускает лекции, становились Эйнштейнами!
    Профессоров, кстати, вполне можно понять. С юношеским максимализмом они сталкиваются каждый год. Раздавать с кафедры талант они не могут, могут лишь систематизировать знания или развивать способности ученика (если на это хватит способностей преподавателя). Поэтому многие из тех, кто шел по пути ниспровержения авторитетов и были нелюбимы преподавателями, но, справедливости ради надо сказать, и лишь единицы из них действительно оказались правы и достигли значительных успехов в своей жизни. Да и сам Эйнштейн с возрастом изменил некоторым своим убеждениям юности. Для развития доказательства одной из своих теорий ему остро понадобилась математика, он жалел, что пропускал лекции в Политехническом университете.
    Но в годы его юности он немало забот доставил своим родителям. Не окончил школу в Германии, уехал в Швейцарию, после окончания там университета, никак не мог найти место. На кафедре аспирантом его не оставили, поскольку ряд преподавателей был настроен против этого странного юноши, то ли слишком самоуверенного, то ли слишком ленивого. Пережив несколько голодных лет, давая уроки физики, он наконец устроился на работу в патентное бюро. Уникально, но это спокойное место не превратило его в погрязшего в бумагах чиновника, а, напротив, позволило тренировать ум, анализируя каждое новое изобретение и обосновывая, на каких законах физики оно основано, а свободное время он употреблял с пользой, размышляя о теории относительности. Тем временем, его отец умер, так и не узнав об ожидавшей его сына славе, и будучи уверенным, что он далекий от настоящей жизни и практической деловой хватки (а его отец был торговцем) романтик. И это было совершенно верно подмечено, вот только размышления эти были не бесплодными, а позволили перевернуть, пошатнуть, а затем изрядно расширить устоявшиеся основы науки. Именно его отстраненность от внешней жизни, вполне может быть, и позволила ему в будущем не подпасть под милитаристский азарт, царивший в еще кайзеровской Германии перед Первой мировой войной (а Эйнштейн уже получил приглашение преподавать в Берлинском университете). Он не подписал манифест "за войну", а напротив, пытался создать антивоенный манифест. К сожалению, его поддержало очень мало ученых, Даже Планк поддался всеобщей лихорадке.
    Вообще признание Эйнштейна проходило с трудом. Но это и понятно, ведь слишком на многое он покушался. Даже Нобелевскую премию он получил только спустя 10 лет от первой попытки его на нее выдвижения. Да и то, комитет еще не осмелился признать революционную теорию относительности, и дал премию за фотоэффект.
    К его крупнейшим работам относится теория относительности и теория поля. Но даже теорию относительности принимали с трудом, понадобилось немало лет, чтобы она утвердилась в сознании людей. А теория поля, занявшая последние тридцать лет его жизни, и вовсе осталась непонятой. Многие из учёных считали его лишь старым чудаком, который совсем погряз в фантазиях. И только спустя не одно десятилетие сильно продвинувшаяся вперёд техника стала приносить подтверждения ряда его идей. Как и Леонардо да Винчи, иногда он слишком сильно опережал своё время.
    Конечно, автор расскажет нам и о личной жизни своего героя, на которой я сейчас не хочу останавливаться. Но наибольшее внимание, что и правильно, он сконцентрирует на его работах, на проблемах, занимавших его сознание. Он постарается довести смысл этих открытий до читателя более-менее понятным языком. Хотя, мне кажется, автор слегка увлекся или же испугался слишком увеличить объем книги. Мне казалось, он бы мог позволить себе ряд более подробных пояснений или напоминаний об известных величинах и по ходу повествования. Боюсь, что людям, не прослушавшим университетский курс физики, будет сложновато освоить ряд абзацев.
    Если подводить итог по этой книге, то автор поработал очень хорошо, показав и необычную личность этого дитя-ученого, и, в то же время, не ограничившись обзором его семейных дрязг, уделил большое внимание его работам, сути его работ, постарался донести до читателя не просто сухие названия, а их содержание, наполнив смыслом уже с детства привычные нам термины (кто же не шутил над теорией относительности). И если не всем удалось сходу разобраться в деталях этих теорий, то по крайней мере автор сумел пробудить интерес к вопросам физики у своих читателей и желание снова к ним возвращаться. Ну, и напоследок анекдот:


    Эйнштейн однажды написал Чарли Чаплину:
    • Ваш фильм "Золотая лихорадка" понятен во всем мире, и Вы непременно станете великим человеком.

    На что Чаплин
    • Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы все-таки стали великим человеком.
    ком.
8
711