Рецензия на книгу
Месть и прощение
Эрик-Эмманюэль Шмитт
Аноним4 мая 2018 г.Бог меня простит, это его специальность - Г.Гейне
Бойся обидеть кого бы то ни было, ибо человек забывает свои обиды не раньше, чем отомстит за них.
- Антуан де Сент-Экзюпери
"Месть и прощение" - новый сборник новелл Шмитта, по своей эмоциональной глубине сравнимый разве что с "Оскаром и Розовой дамой".
Четыре истории, четыре судьбы четырех героев, столкнувшихся с извечной дилеммой: "казнить нельзя помиловать".
Казалось бы, все религии мира, мыслители, философы, и тетя Зина из пятой квартиры склонны считать, что только в прощении человек вновь обретает себя после тяжелой утраты. Но всегда ли? И всегда ли прощение означает отказ от мести?
Нельзя смешивать поступок и человека. Нельзя свести Вернера к одному мгновению, когда он сбивал самолет де Сент-Экзюпери. Вернер совершил тысячи поступков, хороших, отличных, посредственных, никчемных. Вернер испытал тысячи чувств, патриотизм, немецкую гордость, холодный гнев при штурме, но также любовь к своим родителям, Еве, к семье, друзьям, коллегам; любовь к природе, деревьям, миллионам цветов, за которыми он ухаживал - от их появления до увядания; любовь к животным, которых он приютил, кормил, содержал, радость от музыки Моцарта; радость, когда обнимал Еву. Дафна права: что-то простить нельзя, прощают кого-то. Поступок остается плохим, но человек таковым не становится.
Шмитт отказывается от привычного приторного стереотипа всепрощения и предлагает четыре модели.
Первую героиню философия прощения в буквальном смысле сводит в могилу. Сводит бесмысленно и беспощадно, без всяких мелодрамм в духе "ее жертва многое изменила". Она не изменила ничего.
Второй герой спасает жизни, по сути, аферистам, которые продолжат разрушать человеческие судьбы. Его прощение приходит к нему в момент эмоционального приступа и вряд ли может считаться обдуманным и осознанным шагом. И уж точно не порождает ничего хорошего.
Третья и вовсе использует прощение как инструмент для мести. Ее прощение превращает жизнь человека в ад.
Четвертый пытается простить самого себя - но загвоздка в том, что вина его - надуманная страдашка, порожденная больным состарившимся разумом; и прощение его - наигранное, ненастоящее, даже если он искренне верит в свою проблему.
Так может ли принести акт прощения покой всем этим людям, если он порождает такое же зло, какое породила бы месть?
Шмитт не дает на это однозначного ответа и отказывается судить. У каждого рассказа - открытый финал, и каждый читатель может трактовать его по-своему.
Истории динамичны, не затянуты, персонажи - живые и неоднозначные.
Язык, как и в предыдущих сборниках рассказов Шмита - мелодичен и ярок.
Сюжетные линии предсказуемы (убийца -садовник!), но суть этой книги не в интриге и не в неожиданных поворотах, а в личностях героев и в том, как они решают дилемму мести и прощения в различных обстоятельствах.
Подводя итог: работа заслуживает твердой пятерки, автор полностью реабилитирован в моих глазах после последнего провального романа "Человек, который видел сквозь лица".
21,6K