Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Терновая ведьма. Изольда

Евгения Спащенко

  • Аватар пользователя
    Аноним4 мая 2018 г.

    Проходите, Мечтатели, мимо!

    «Была последняя ночь октября — время, когда принято зажигать огни, чтобы отогнать болотных духов, украшать старый замок гирляндами из золотых и багряных листьев, варить крепкий пунш из рябины и лесного шиповника, — словом, всячески отмечать Праздник сбора урожая». Последняя ночь октября — вам это ничего не напоминает? Ну да,


    «кельтский праздник окончания уборки урожая — Самхейн»,

    как написано в Википедии (и первая глава и называется «В ночь на Самхейн»), а ещё? Хэллоуин!


    «Современный праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, история которого началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии. Отмечается 31 октября, в канун Дня всех святых…»

    В сказке «Терновая ведьма. Изольда» последняя ночь октября связана именно с окончанием уборки урожая, подведением итогов, и вместе с тем, от этой ночи веет чем-то таким колдовским и загадочным, мистическим, странным с привкусом осени, скорых морозов и снега.

    Юную принцессу Изольду (у меня возникла параллель с «Тристаном и Изольдой»), ей всего 15, сводный брат, принц Стефан пророчит в жёны владыке Приморского королевства, — Лютингу Мак Тиру,


    «…не так давно отметившему двадцатитрёхлетие…»

    Ничего особенного в династическом браке нет, обычное дело: выдать принцессу за какого-нибудь правителя, князя или принца. Брак, который будет выгоден обеим сторонам. Только в «Терновой ведьме…» принцесса оказалась с характером и прокляла жениха:


    «…Вздохнув горестно, она повалилась на кровать, раскинула руки, и тут ее пальцы нащупали деревянную рамку миниатюрного портрета. С раздражением принцесса схватила его и уставилась в нарисованные зеленые глаза принца Мак Тира. Он выглядел старше своих двадцати трех лет, смотрел куда-то вдаль, как будто не интересуясь Изольдой, и совсем не походил на жестокого самодержца. Но художник не мог провести девушку своими уловками.
    — Я знаю, Лютинг, ты не оставишь меня в покое даже здесь! — зашипела она. — Словно зверь, будешь рыскать по окрестностям, вертеться у моей башни, подстерегая, дожидаясь, когда дверь отворится. Станешь петь сладким голосом, приносить мне головы убитых драконов, чтобы, притворившись доблестным рыцарем, схватить меня однажды и увезти к угрюмому Северному морю — в край, где дуют ледяные ветра… На этом закончится твоя доброта, безразлично ты будешь наблюдать, как в темнице из серых камней глаза мои теряют цвет, как холодная соленая вода делает меня похожей на застывшую статую…»

    И дело ведь не в том, что принц из далёкой страны нехорош собою, или характер у него плохой, нет, — причина в том, что принцесса не хочет покидать родной дом, любимого брата и бабушку, ведь кроме них у неё никого нет на свете… Совсем никого. Ну, а то что у Изольды проснётся наследственный колдовской дар, не мог знать никто. Слова проклятия прозвучали, и заклятие пало и на принцессу, и на принца, — всё быть может ничего, но это была последняя ночь октября, колдовская ночь.

    …Так начинается эта сказка, в которой реальность переплелась с вымыслом, сны с явью, терновник и колючки с красотой, поиски принца и поиски самой себя, истории о старших ветрах и младших, истории о прошлой любви и ссоре между братьями. Сказка, как пишет сама автор с посвящении,


    «…сказки… пишут не только для детей и по-детски, — они необходимы и понятны каждому из нас…»

    И:


    «…хочу посвятить эту взрослую колдовскую историю всем на свете Мечтателям, открытым чудесам…»

    Вроде бы и сказка о поиске принцессой того, на кого пало её заклятие, и всё просто — найди и попроси прощения. Но чем дальше я читала, то всё сильнее понимала, что не всё так просто. Аннотация говорит о том, что это не просто поиск заклятого человека, но и поиски самой себя, и последнее для меня кажется самым важным и главным: как принять саму себя, как понять, что сила терновой ведьмы не сделала Изольду изгоем (да, подданные её брата могут и отвернутся, ведь всё неведомое, непонятное пробуждает сомнения, страхи, желание уничтожить то, что непонятно, что кажется странным), но для брата и бабушки девушка по-прежнему дорогой и любимый человек, член семьи.

    Задумывались ли мы когда-нибудь, что слова, сказанные нами в гневе, злобе, желании уязвить кого-то, в один далеко не прекрасный день могут сбыться? Что каждое слово имеет свою цену? Да, в гневе мы бывает наговорим всякого, поругаемся, но потом идём просить прощения, когда пелена злобы падёт с наших глаз и души, и мы придём в себя. Но если тебе ещё нужно найти того, кого ты ранила своими словами… Найти в другом облике, да и к тому же, вдруг тот, которого ты прокляла так неосторожно, выглядит теперь иначе? всё становится намного сложнее и тяжелее.

    …Всё бы неплохо, суть сказки хороша, да вот чем дальше я читала, тем всё сильнее начинала недоумевать — точно ли героине 15 лет? Настолько её поступки казались мне порой странными и нелогичными, хоть выписывай все эти странности и народу показывай. Я ещё могу понять переживания девочки 15-ти лет, которую старший брат сосватал (других родных, кроме бабушки нет), как и понять, что покидать родной не хочется совершенно. Но! Героиня ведь не просто девочка, а принцесса, судьба которой решена и тут уж капризы, слёзы и крики не уместны, как мне кажется.
    И другой момент: автор ни разу не называет свою героиню девочкой, всё время звучит «девушка» или «принцесса». Или по имени «Изольда» и «терновая ведьма». Это только мне слух режет, или так и есть, странно звучит?

    Вот ещё момент. Чем дальше я продвигалась по книге и пыталась понять, как же автор повернёт свою историю с принцессой и тем, на кого пало принцессино чары, тем сильнее начинала понимать, что данная сказка немного попахивает бредом. Логически всё выстроить можно, несложно совсем. Но это будет моя версия сказки, а не автора, моя версия того, как принцесса найдёт заклятого ею и что будет дальше. Автор разрешает свою историю счастливым финалом, и… это ещё не конец сказки о принцессе Изольде, будет продолжение.
    И вот тут мне хочется возмутиться, зарычать от того, что такой красивый роман в начале к середине книги перешёл в разряд тех книг, в которых половину можно пролистать и ничего при этом не потерять.
    Да, описания мест или второстепенных героев необходимы, но были в книге моменты, которые я просто пролистывала и вздыхала от скуки. Ну вот зачем так подробно описывать пребывание принцессы в гостях у Северного ветра? Со всеми мелким деталями, как то: как дом выглядел (экскурсий по дому было целых две), как входить-входить из дверей, внутренние дела ветров и их отношение к людям и к терновым ведьмам. Ну зачем, зачем эти подробности?! Я их честно пролистывала, не вникая в суть.
    Если в начале я поставила книге «5», то ближе к концу изменила оценку на «двойку», и всё из-за скуки, из-за излишних подробностей. Из-за того, что мне обещали сказку, а дали в итоге банальный, полный лишних деталей романчик. На один раз. Правда, даже из этого романчика я сохранила 3 цитаты. Ну хоть какая-то польза!

    …И это у меня уже второе разочарование в книжном марафоне-2018… То ли я разучилась выбирать книги и находить среди моря литературы достойные вещи, то ли просто эти достойные книги перестали издавать? В чём причина уже второй «двойки» в марафоне?
    В чём причина того, что роман стал романчиком? Которой и пролистать не жалко, цепляясь только за моменты относящиеся к истории Изольды и владыки Приморского края. Да и то, этих моментов, чем ближе финал, тем всё меньше и меньше. И чем дальше, тем всё сильнее история попахивала бредом, который я дочитывать не хочу, не желаю.

    11
    879