Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Терновая ведьма. Изольда

Евгения Спащенко

  • Аватар пользователя
    Аноним2 мая 2018 г.

    Спойлеры!

    Следует оговориться, что: во-первых, я считаю себя разбирающейся в жанре фэнтези/околофэнтези (и в том, что касается всевозможных символов и архетипов, и в том, что касается общей начитанности по жанру); во-вторых, я с большой опаской отношусь к современному отечественному фэнтези (Стругацкие, Булычев - это все здорово, хотя они и больше относятся к фантастике, но слишком часто напарывалась на плохие образцы в огромных количествах). Еще и Катя по ходу чтения - на пару месяцев раньше - транслировала свои противоречивые мнения.
    Поэтому к "Терновой ведьме" я подступалась осторожно.
    Начало - с событиями, развивающимися, мягко говоря, слишком стремительно, еще и с чрезмерно высокопарным пафосным слогом а-ля под старину - заставили резко усомниться в целесообразности моего решения вообще прочитать эту книгу. Принцессу Изольду ее брат хочет выдать замуж за своего друга, девочка возмущается (она же сильная-независимая женщина, хочет свободы, приключений, а замуж-детей не хочет!), убегает в расстроенных чувствах и проклинает навязчивого жениха. Каково же оказывается ее удивление, когда она узнает от бабушки, что проклятие было настоящим, а она сама - терновая ведьма, как и многие женщины в ее роду. И теперь наша девочка вынуждена покинуть дом, чтобы не навлечь позор на брата и найти бедного юношу, которого она ненароком заколдовала.

    Поскольку - это очевидно по оценке наверху - по итогам книга мне понравилась, начну я с минусов, чтобы быстро с ними разделаться и закончить на положительной ноте.
    ○ слог. Местами возникало чувство, что автор не сумел выдержать золотую середину между этим высокопарным закосом под старину и более современным и более обычным слогом, из-за чего временами страдала атмосфера, да и их неравномерное сочетание выглядело некачественно и аляповато.
    ○ сумбурное начало, где читатель не успевает познакомиться с миром (это простительно, т.к. знакомства с миром будет много дальше) и героями (это не так простительно), а его уже пытаются окунуть в экшн и приключения. Я не хочу экшн и приключения, я не могу сочувствовать героине, которую не знаю, мне неинтересно наблюдать за переживаниями из-за проклятия героини, с которой я незнакома и чьим глубоким внутренним миром (с) еще не успела проникнуться! С учетом того, что в книге под 600 страниц, а ритм повествования выравнивается сразу после того, как минует эта вступительная часть, возникает ряд вопросов. Первый десяток-два страниц - это то, по чему книгу судят в первую очередь, многие бы и вовсе не стали жевать кактус и дочитывать, так почему бы не проработать его лучше?
    ○ основная сюжетная линия. Ну серьезно, кто не понял с самого первого появления волка, что он и есть заколдованный юноша-жених? Можно списать это на сказочность истории, но ведь все остальные подсюжеты развиваются абсолютно логично, интересно и не так банально! Почему тогда - в том же самом неудачном начале - волк и Изольда так быстро находят друг друга? Предположим, их привела друг к другу магия - та самая, о которой говорила бабушка Изольды, мол, она направит Изольду и подскажет, где искать ее жертву. Но это не оправдание, почему все произошло так быстро и... наивно, что ли! При этом, когда сюжет начинает развиваться, у нас появляется множество новых разных сюжетных веток - с ветрами, болотным королем, метелью и т.д. - и Изольда так быстро вовлекается в их квесты, что не делает никаких попыток найти ту самую жертву (она-то не знает, что это волк, практически до конца). Чутье ее никуда не вело и не направляло (потому что та самая жертва - волк, и древняя магия терновых ведьм делает фейспалм, потому что девочка этого не видит), но она же и сама ничего не делает, чтобы найти юношу, полностью вовлекается в чужие проблемы и особенно не думает о нем.
    ○ я не знаю, как назвать этот пункт, но пусть это будет непрактичность. Изольда взяла у своей гостеприимицы новые платье и туфли, чтобы путешествовать дальше (на минуточку: через заснеженные горные вершины), а потом переживает, что мерзнет, все так плохо, где мой волк, чтобы уткнуться в его теплую шерсть? Я бы не акцентировала на этом внимание, если бы не акцентировала книга. И не надо тут говорить, что это сказка, о какой бытовой практичности речь: в "Снежной королеве" Герду одевали по погоде!
    ○ скачущие POV. Если на предыдущие два пункта можно со скрипом закрыть глаза, то это - чисто техническая вещь и ошибка. Повествование у нас идет от третьего лица, при этом у нас есть ярко выраженный рассказчик - сначала все повествование ведется от третьего лица Изольды, делается акцент только на ее чувства, мысли, эмоции, а потом... оно внезапно начинает скакать. В одном абзаце повествование от лица Изольды, в другом - уже от лица волка (притом последнее выполнено тоже не очень хорошо), затем - внезапно(!) от лица Хельма, и разведены эти точки зрения плохо.
    ○ ирония. А точнее, ее отсутствие. Серьезные моменты разбавляются крохами юмора, но общее впечатление от книги все равно остается каким-то чрезвычайно(!) пафосным, и лично мне чертовски не хватало легкой иронии и само(!)иронии.

    Что остается, если переходить к хорошему? Интересный - правда интересный - экшн, слегка сказочный, слегка фэнтезийный, за которым мне лично нравилось наблюдать и к которому хотелось возвращаться сразу после того, как я откладывала книгу. Местами банальные - да ладно, ну кто не знал, что Хельм влюбится в Изольду?)) - но какие-то по-своему душевные и теплые взаимоотношения между персонажами, крупица темноты в светлой милой сказке - в виде той самой темной стороны терновой ведьмы. Как итог, "Терновая ведьма" - очень неплохой образец слегка-сказочного, слегка-женско-любовного фэнтези, и я с нетерпением буду ждать обещанную вторую часть.

    4
    538