Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    LuluMiranda1 мая 2018 г.

    Тяжкое бремя гениальности

    Не в моих правилах писать рецензии на романы, о которых уже высказались очень многие, но здесь, пожалуй, стоит сделать исключение. Это произведение столь же удивительно, как и его главный герой, столь же ярко и незабываемо, как картины Поля Гогена. Книга, которая не может оставить равнодушным и быстро исчезнуть из памяти. На мой взгляд, вершина творчества Сомерсета Моэма.

    Впервые я прочитала "Луну и грош" на первом курсе, в возрасте 17 лет. Это произведение - что-то вроде боевого крещения для новичков факультета иностранных языков. Сейчас даже кажется немного странным, что столь серьезный роман - первая книга, которую читают студенты на уроках домашнего чтения. Удивительно, но даже в юном возрасте сюжет пленяет и оставляет след. Его одинаково хорошо читать и в оригинале, и в переводе (недавно я перечитала его, в этот раз на русском языке, с не меньшим удовольствием, чем пятнадцать лет назад). Помню, что тогда выписывала цитаты в блокнотик, Моэм, конечно, мастер слова и тонкий психолог, в его произведениях - сама жизнь и противоречивость человеческой натуры, одинаково интересная и близкая и в юном возрасте, и по прошествии жизненного опыта.

    Многое в романе воспринимается иначе спустя столько лет. Например, тогда мне было так жаль Бланш Струве - в этот раз мне, напротив, было жаль ее мужа. Миссис Стрикленд тоже открылась с другой стороны, и сочувствия к ней стало гораздо меньше. Вообще, честно говоря, у меня сложилось впечатление, что Сомерсет Моэм был не очень высокого мнения о женщинах (в романе можно проникнуться симпатией разве что к таитянкам, при том, что грани их покорности мужчине, конечно, пугают). Неизменно в восприятии одно - какое-то сложное, почти благоговейное отношение к фигуре Чарльза Стрикленда.

    Сложно точно сказать, как именно писателю удалось описать гениальность, одержимость, зов таланта, но передано это просто блестяще. Жизнь, положенная на алтарь искусства, творю - значит, существую, поиск красоты и вечности, "всегда" в "никогда", рисую, потому что не могу иначе. Не существует весь мир, не существуют люди, не существует ничего. Художник, поцелованный небесами, и ими же проклятый. Мне не хватит слов, чтобы выразить, что я чувствую и думаю об этом. Стакан молока, краюшка хлеба, холсты и краски - нужно ли что-то еще? Когда талант выходит за рамки обыденности и становится гениальностью, это одновременно тяжелая ноша и благословение неба.

    Я не смогу сказать об этом лучше, чем Дирк Струве: "Гения я вижу сразу и все своим существом преклоняюсь перед ним. Удивительнее ничего нет на свете... Но это тяжкое бремя для того, кто им осенен. К гениальному человеку надо относиться терпимо и бережно". Я не знаю книги о творчестве, живописи и художнике сильнее, чем "Луна и грош". Когда я стою в музеях перед великими полотнами, то вспоминаю роман Сомерсета Моэма, и чувствую трепет, комок в горле и какие-то особые мурашки. Нужно ли уточнять, что после прочтения я влюбилась в картины Поля Гогена? Наверно, просто не могло быть иначе. И сколько ни говори о книге, все будет мало и ничтожно перед ее силой и перед величием искусства.

    "Лирика не к лицу. Я выставляю себя на посмешище. Но даю вам слово, никогда в жизни искусство не производило на меня такого впечатления. Tenez, то же самое чувство я испытал в Сикстинской капелле. Я благоговел перед человеком, расписавшим этот потолок. Это было гениально и грандиозно. Я чувствовал себя ничтожным червем. Но к величию Микеланджело мы подготовлены. Нельзя было быть подготовленным к тому чуду, которое явилось мне в туземной хижине, вдали от цивилизованного мира, в горном ущелье над Таравао. Микеланджело здоров и нормален. В его творениях - спокойствие величия, но здесь что-то смущало душу. Не знаю, что именно. Но мне было не по себе. Как вам объяснить это чувство? Точно сидишь у дверей комнаты, наверное зная, что в ней никого нет, и в то же время с ужасом сознаешь, что в ней все-таки кто-то есть. В таких случаях бранишь себя; ведь это пустое, нервы... и тем не менее... Минута-другая - и ты уже не можешь бороться со страхом, непостижимый ужас душит тебя".

    8
    454