Рецензия на книгу
Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая
Борис Акунин
Sabrina_Shubina1 мая 2018 г.«Не прощаюсь» - псевдо-фандоринский эксперимент
Роман «Не прощаюсь» написан как последняя книга о Фандорине. И хотя одним из ее персонажей действительно является Эраст Петрович, роман к фандоринской серии не принадлежит.
Все помнят, что предыдущая книга закончилась так: «Человек в черном поднял револьвер и выстрелил связанному (Фандорину) в голову». Такой финал, казалось бы, не оставляет никаких возможностей для двоякого толкования, для неоднозначностей, для сомнений. На самом деле, однако, последними словами романа были: «Вдруг голос, очень знакомый, но уже не вспомнить чей, зашептал Фандорину на ухо сказку, под которую когда-то было так страшно засыпать: «В черном-черном городе, на черной-черной улице, в черном-черном доме…». А вот такая концовка уже не столь однозначна, не правда ли?
Итак, вполне ожидаемо, Фандорин остался жив. Забегая вперед, скажу, что и концовка нового романа «Не прощаюсь» оставляет возможность для продолжения серии. Так что, возможно, «последняя книга» эпопеи последней не является.
О чем этот роман? Фандорин очнулся и предпринял путешествие из Москвы в Ростов-на-Дону. Путешествие проходит на фоне гражданской войны. По дороге Эраст Петрович встретит Алексея Романова, персонажа из другой книжной серии Акунина. Встретит он и дочь Вареньки из «Турецкого гамбита». Ну а сама Варенька будет нянчить сына Фандорина. Маса тоже никуда не денется, останется с Фандориными до последней страницы.
Все в этой книге насыщено акунинским текстом, акунинскими образами и акунинской речью. Это один из самых ярких представителей акунинского стиля, в этом сомнений нет. Проблема только в том, что ни сюжетно, ни по персонажам эта книга к фандоринскому циклу не принадлежит. Эраст Петрович присутствует, но кроме первых глав, в которой он ведет себя, как настоящий Фандорин, во всей остальной книге на себя он не похож. Фандорин легко примеряет на себя роль то второстепенного персонажа, то персонажа где-то «в отдалении», терпеливо ждет, говорит только то, что не помешает основным героям, действует так же. Этот персонаж легко мог бы зваться «Петром Ивановичем Сидоровым», а не Фандориным. Доходит до того, что сам Акунин мельком говорит: Фандорин съездил проверить в расследовании «одну ниточку», и оказалось, что эта «ниточка» никуда не вела. И все. Ни малейших попыток описывать, как Эраст Петрович ездил, какую «ниточку» он проверял, как он это делал и почему сделал вывод, что она никуда не ведет. Просто фраза в полторы строчки: съездил, проверил, вернулся. Так в настоящих фандоринских книгах могли описать поход городового на вокзал, чтобы посмотреть время отправления следующего поезда. А теперь так описывают действия самого Фандорина.
Сама книга представляет собой несколько разрозненных сюжетов, рассказов, объединенных под одной обложкой. Жанрово они ближе всего к «военным приключениям» или «героико-революционным» (пусть и написаны эти рассказы с точки зрения противника красных). С некоторой натяжкой их можно признать «шпионскими». Не даром роман так похож на «Адъютанта его превосходительства».
Как оценивать «Не прощаюсь»? Все зависит от ожиданий. Если читатель ожидает найти в новом романе книгу фандоринского цикла, то «Не прощаюсь» вряд ли заслуживает позитивных откликов. Если же для читателя важен акунинский стиль, а Фандорин и сюжет не слишком важны, то «Не прощаюсь» - очень даже неплохая книга. Есть в ней недостатки (разрозненность сюжетов, слабая прорисовка в отдельных сценах, особенно под конец), но в целом этот роман заслуживает похвалы.10682