Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Рассказы 30-х годов. Колымские рассказы

Варлам Шаламов

  • Аватар пользователя
    Аноним26 апреля 2018 г.

    "У фонарного столба стояла девушка. Из-под весенней шляпки прошлогодней моды выбивались вьющиеся желтые волосы. Она раздавала прохожим какие-то листки"

    Шаламова в основном знают по "Колымским рассказам", а ведь есть у него и более ранние вещи, написанные ещё до лагерей. Поскольку я вообще люблю нашу литературу начала того века и часто нахожу в ней что-то себе по вкусу, решила познакомиться с шаламовскими рассказами 30-х годов.

    Хочется назвать это "плакатной литературой" - хотя, безусловно, качественной плакатной литературой. Яркие краски, утрированные контуры, слегка наив, немного нереалистично, и да, прекрасно видно, как беспроигрышно подобраны симпатичные и антипатичные образы, к каким чувствам апеллирует автор, на какие точки он давит и как всё это работает. Ну и какая разница. Плакаты, между прочим, тоже нужно уметь рисовать.

    Всё это верно для части "про них" (нацистов, например) - здесь действительно сильно и затрагивающе, мораль и посыл не пришиты нитками, а естественным образом вырастают из самой истории. Это уже потом задумываешься, что агент-провокатор и допросчик в тюрьме - обычно разные люди, а тот факт, что человек с амнезией "на автомате" толкает речь на демонстрации (как до того "на автомате" наладил автомобиль), дискредитирует саму идею демонстраций. Но и правда, к чёрту реализм, оно для другого.

    А вот при переходе к части "а посмотрите, как хорошо у нас" авторский стиль вдруг резко бледнеет и теряет в выразительности. Становится заметно, что это именно плакат, причём довольно посредственный. Или даже нет, не плакат - попытка что-то построить из кубиков, больших неуклюжих кубиков, с которыми строитель, вдобавок, не очень умеет обращаться.
    И нет, дело явно не в разнице тем - у иных авторов "новые стройки" описываются порой весьма вдохновляюще... Может, в случае Шаламова, это просто действительно было "не его"? Другое амплуа, так сказать? Сделать страшное и мерзкое - эффектным и почти красивым, притом так, чтоб оно не перестало быть мерзким... Это пожалуйста, это у автора получается на отлично. Про что-то "мирное и светлое" - ну... вас это картоночка не устроит?

    PS. Тот редкий случай, когда всерьёз хотела бы поговорить с автором: не пофилософствовать о жизни, а спросить про вполне конкретное. Ведь если тридцатые, то это человек, который уже участвовал в демонстрации против Сталина и даже уже успел отсидеть после первого ареста. Почему эта тема не всплывает вообще никак, ни в единственном намёке? Не надеялся обойти цензуру? Считал не столь важным, как производственные успехи? Или намёки всё же были, а я не считала?
    Серьёзно - вот просто интересно было бы знать.

    2
    600