Рецензия на книгу
Ghostwritten
David Mitchell
Аноним21 апреля 2018 г.Книга - бомба в прямом смысле слова.
На первых страницах автор представляет её описание, кладет её в сумку религиозному фанатику, чтобы тот оставил её под сиденьем в метро, затем запускает обратный отсчет. И повествование разворачивается. Литературный призрак, или "литературный негр", - это человек, который пишет чью-то историю от чьего-то лица, ему принадлежит только голос. Чем лучше стилизация под описываемого персонажа, тем выше оценивается мастерство такого "призрака". Митчелл же - стилизатор прекрасный.
Он, как бесплотный дух (и духа писатель тоже здесь описал), проникает в головы 1) сектанта, отдавшего все свое нескромное имущество Его Провидчеству, дабы очистить мир от нечистых, 2) мальчика - продавца в магазине виниловых пластинок, который нашел себя в игре на саксофоне, 3) женщины-физика, изобретшей какую-то невероятную ядерную хреновину, 4) женщины - смотрительницы одного из залов Эрмитажа, 5) радиоведущего и так далее. Героев не меньше десятка, и каждый из них уникален, как уникален любой из нас.
Это ощущенческая книга.Вы знаете, сектанты не просто так спускаются в токийское, ну например, метро и радостно зажигают там газовые зори. С точки зрения обывателя, все это блажь и притворство, сокрытие неистребимой жестокости под личиной спасения мира. Но с точки зрения террористов, это строго противоположное явление. Я никогда об этом так не задумывалась, но получасовое пребывание в чужой голове заставляет кое-что пересмотреть. Мир достроился еще на один пазл.
Я помню свое детство: ощущения безумных игр от догонялок до пряток (вот где максимальное безумие), разговоров о покемонах в прохладе деревьев, пикники в сумерках возле самого подъезда. Только некоторые мелочи выскальзывают из памяти, а потом они оказываются стержневыми. Часть, посвященная пареньку - продавцу музыкальных пластинок, с одной стороны от лавки которого находились бизнес-здания, а с другой - здания издательского центра, вернула мне те школьные чувства весны, когда вот-вот закончится обед и мы все снова соберемся у соседнего подъезда, поскольку халабуда сама себя не построит.
Это блаженное море чувствования, не поддающегося словам. Сперва воспринимаешь общечеловеческие символы, читаешь о чем разговаривают подростки, как мыслят, а потом происходит узнавание, дальше все накручивается как на барабан.
В фрагментах о радиоведущем "Ночного поезда" вспомнился неизменный Найт-Вейл, с его смешным абсурдом, невероятными новостями, только в Найт-Вейле небылицы выдают за правду, а здесь правду до боли сложно слышать, так что легче предположить, что гость передачи просто хороший сценарист.Истории между собой связаны слабо, насколько связаны мы с каждым незнакомцем, идущим в данный момент в магазин в любой точке мира. Герой А слышал о герое Б как о человеке, знакомом его работодателю, или герою В попадается имя героя Д, о котором мы кое-что знаем из определенного фрагмента книги. Я проживала эти истории, ожидая, что конец все расставит по своим местам. Но по прочтении последней страницы я опять открыла первую, и оказалось, что это не книга, а змея, пожирающая собственный хвост. Ай мин, можете читать бесконечно.
Вернемся же к многоуважаемому джентльмену с бомбой. У него три последние страницы книги, на которых он пытается пробиться через толпу, наводнившую вагон как раз на его остановке. Он буквально выпадает на перрон, поезд с бомбой исчезает в туннеле. Достигнет ли её взрыв читателя или бомба просто проедет мимо, вот о чем эта книга. Книга, содержащая вопрос о самой себе.
*Выдыхает". Митчелл несомненно талантлив, я несомненно мировоззренчески полнее. Думаю, этот роман относится к разряду "если писать в жизни только одну книгу, пусть она будет такова". Вот хитрец, наш автор, знал, с чем дебютировать! Я же снимаю шляпу и пытаюсь рассадить всех своих новых знакомых на их места в своей голове. Мы еще не все обсудили.391,9K