Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 15 томах. Том 10

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    deviantales20 апреля 2018 г.

    Образ графа — холодного, рассчетливого и глубоко несчастного — вжился в наше сознание и остался там навсегда. Один из самых загадочных и противоречивых персонажей собирает вокруг себя немыслимые толпы восхищенных, сам оставаясь в тени своих раздумий.

    Так кто же ты такой, граф? Дамы считают его вампиром, кавалеры — то ангелом божиим, то посланником от нечистой, но всё одно — правды не знает никто.
    У него много имен. Моряк Эдмон Дантес — он же аббат Бузони — он же — лорд Уилмор — и наконец граф Монте-Кристо — он оказывается всюду и везде, исчезает бесследно и появляется из ниоткуда. Но самое главное — он, подобно Року, милует и карает, посвятив свою жизнь восстановлению справедливости. Откуда такая власть?

    Оказавшись в руках мелочных завистников, которых юный Дантес считал друзьями, он теряет своё будущее — невесту и свободу. 14 лет заключения сделали из него нового человека — волевого, недоверчивого, властного. Он падает духом и снова крепнет, чтобы сковать себя из стали, чтобы возвратиться из Небытия и восстановить справедливость. Я подчеркиваю — Справедливость — и не делаю акцент на одной лишь Мести, ведь, по выходу из тюрьмы и обладая потрясающими возможностями, чтобы изменить мир, и, может, саму человеческую природу, он начинает именно с помилования и спасения.

    Это совершенно потрясающая история о человеке, который познал величайшее страдание, чтобы дотронуться до величайшего блаженства. Множество судеб, переплетенных с его судьбой, оставляют не меньший след в душе, заставляя переживать за каждого отельного персонажа. Прежде всего меня интересовало, что случится с Кадруссом, де Вильфором, де Морсером и, в особенности, Дангларом — виновниками всех страданий Эдмона. Я очень удивилась тому, как все закончилось, и, несмотря на то, что в произведении было и без того много крови, я ожидала большего, особенно для главного виновника. Однако проработанный до мельчайших подробностей, вылизанный до крошечных деталей план возмездия и воздаяния заставляет покрыться мурашками при одной только мысли о том, сколько же выдержки нужно иметь, чтобы претворить подобное в жизнь и ни разу не спалиться.

    Отдельно хочется отметить линию Мерседес и Эдмона. История подобно этой, история любви сквозь время и расстояние, история надежды и раскаяния, заслуживает отдельного внимания. От редких диалогов этих двоих просто дух захватывает — настолько сильно хотелось узнать, чем же всё закончится. А закончилось всё весьма прозаично, несмотря на пережитое горе и нежную привязанность друг другу и острое пронизывающее одиночество.

    Порадовала необычностью своей истории самоуверенная эмансипированная Эжени Данглар, которая, наплевав на правила приличия, убежала со своей подругой (?) в закат. Она заявляет: я не хочу, чтобы меня вызвали замуж, я красива и талантлива, я хочу стать артисткой и зарабатывать своим трудом. Остается только расплыться в улыбке и от души поздравить ее с таким счастливым концом, и это в 19 веке! Сам Дюма восхищался этой девушкой, это было заметно в каждой фразе, несмотря на акцент на ее "почти мужской самоуверенности". В целом, в этой истории есть всё, что может пожелать читательская душа, и написана она с такой завидной легкостью, что остается только гадать, почему здесь два тома, а не восемь. Здесь вы не столкнетесь с тяжеловесными описаниями и историческими справками, здесь только люди, их мерзкие душонки и благороднейшие сердца.

    Эта книга может служить трактатом по психологии, а может стать просто захватывающей историей, щекочащей нервишки, но равнодушным она точно не оставит никого.

    8
    291