Рецензия на книгу
Ослепление
Элиас Канетти
Аноним21 марта 2011 г.Что роман об алчности, можно прочесть в любом анонсе книги.
Но то, о чём это произведение, - совершенно теряется в его рисунке, психологии и поведении героев, а главное - в нависающем мрачной тенью авторском присутствии.
От чувства омерзения я не могла избавиться с того момента, как поняла, что это не ирония Гоголя и не сарказм Салтыкова-Щедрина (с которыми мне привиделась схожесть вначале). Автор безжалостно жесток к образам всех своих героев, и только единственный персонаж выведен в конце книги не гротескным уродом, а просто сторонним: чтобы ещё раз подтвердить свежим и независимым взглядом то, от чего читатель уже давно находится в состоянии перманентного ужаса.
Все персонажи отвратительно уродливы физически и духовно. Их портреты словно списаны с полотен Босха, а духовный и эмоциональный мир - с гравюр Дюрера. Все герои беспредельно глупы, нелепы, подлы, одержимы и ослеплены каждый своей идеей и целью. Графичность, схематичность, ирреалистичность, доходящая до сюрреализма, свойственна и всему повествованию. Здесь образы всех героев придуманы и доведены до абсурда. Каждый существует в собственном замкнутом пространстве, не видя, не слыша и не воспринимая других. Всем им снятся фантастические и сюрреалистические сны, перетекающие в не менее фантастическую действительность, что зачастую ни герою, ни читателю уж и не понять, где явь, а где видения.Отдельно хочется отметить отношение автора к женщине. Не к отдельным персонажам, которые написаны с предельно злой иронией, а к женщине, как части человечества.
Книга пестрит извергающимися из уст героев-мужчин декларациями неприятия женщин, которые чаще всего называются "бабами", :"я докажу тебе, что ненависти заслуживают все женщины";
"Ты относишься к ним слишком серьезно, ты считаешь их такими же людьми, как мы."
"Женщины это беда, это вериги духа человеческого."
"Кто относится к своему долгу серьезно, тот должен сбросить их, иначе он пропадет."
И далее за этими никем не оппонированными репликами - призывы бить, пренебрегать,..
Не было, наверное, такого злодеяния женщины, засвидетельствованного историей или легендарного, которое осталось бы неупомянутым автором: Елена, Клеопатра, Пенелопа, Евдоксия, Гонория, Мессалина, Кримхильда, ..., богини Гера...
Материал был больше, чем его ненависть.
С жаром защищает герой право мужчины на "устранение" своей жены, призывая на помощь веcь свой бесплотный интеллект: восемь строгих «правил», которые Будда установил для монахинь, напоминая читателю, что Конфуций"обходит их молчанием,траур по поводу их смерти кажется ему,.. ненужным и неуместным"
Произведение затянуто кафкианским бегом по ситуационно-психологческому кругу. Произведение очень злое, мрачное и неприятное. И это не тот случай, когда "автор силой таланта сумел показать потаённые, сокровенные уголки человеческих душ и заставил содрогнуться". Здесь автор искусственно создал нереальных героев, здесь я ощущала автора и его личную позицию в отношении каждого персонажа. И рассталась с книгой я с личной несимпатией к Элиасу Канетти.
25592