Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обезьяна и сущность

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    BoganySurcharger18 апреля 2018 г.

    Про что?
    Про очередную антиутопию, в которой планета превратилась в ядерную труху, люди уподобились дикарям поклоняясь дьяволу Велиалу, но все это оказывается сценарием очередного фильма

    О чем?
    О видении мира после третьей мировой войны, средневековом устройстве будущего, всеобщей религиозности, проблемах тоталитаризма и тирании, остросоциальной пародии сохранившей актуальность в наше время, а также любовь способной объединить разные миры.

    Антиутопия жанр сделавший Олдос Хаксли всемерно известным. Если «О дивный новый мир» был издан в 1932 году, за 7 лет до Второй мировой войны (для меня это стало откровением), то «Обезьяна и сущность» создавалась с оглядкой на самую страшную трагедию XX века, а также рефлексией Холодной войны.

    История рассказывает о друзьях, связанных с кинопроизводством, которые находят отвергнутый сценарий под названием «Обезьяна и сущность». После прочтения они отправляются на поиски автора, но это оказывается лишь вступлением. Главная часть истории представляет из себя опубликованный сценарий, с которым знакомят читателя. В нем рассказывается об устройстве Америки, в мире после Третьей мировой войны ставшем ядерной трухой и людьми превратившимися в дикарей, поклоняющихся падшему дьяволу Велиалу. Единственным уцелевшим государством оказывается Новая Зеландия «не представлявшая стратегического значения». В центре истории оказывается доктор Пул, один из членов новозеландский экспедиции, высадившейся на берегах Калифорнии для изучения растений.

    Не смотря на общую насыщенность, история довольно короткая и потребует не больше пары часов. Большая часть книги действительно пытается подражать сценарной структуре повествования с постоянными переходами между эпизодами, уточнением кадров, «наплывами» камеры, описаниями музыкального сопровождения и рассказчиком на фоне. Выглядит это органично и подчеркивает утопичность происходящего, уходя тем самым от обильных описаний, оставляя лишь образность сконцентрированную на действии.

    Новая антиутопия, очень далека от концепций заложенных в «О дивный новый мир» и создана под влиянием Холодной войны. Хаксли описывает новый вектор, угрозу человека для самого себя. Подчиняясь своей животной натуре, используя знание не во благо, а для самоуничтожения, мир погружается во тьму.
    Новое общество далеко от попыток создания рая из предыдущей работы. Здесь весь мир поклоняется могущественному демону Велиалу. Концепция истории и конца мира подведена к влиянию падшего ангела на человеческие умы и души. Теперь в попытках отсрочить окончательный апокалипсис люди устраивают обряды очищения, жестокие чистки младенцев, отсылающих к ожесточенной версии отбора в Спарте.
    Вообще как и «О дивный новый мир» главным становиться не сюжет, а проработка устройства новой общины. Фактически мы получаем квинтэссенцию тоталитарного государства, извращающего любые понятия: пролетариат, демократия, равенство и свобода. Всем управляет новая церковь евнухов, контролирующая половые акты, разрешенные лишь неделю в году общей оргией, распределяет работу и борется с любым инакомыслием. Но общество построено не только трансцендентной интерпретации истории и культе дьявола, но на угнетеннее меньшинства, «бешеных» обвиняемых во всех бедах общины, лишь за желание иметь постоянную пару и секс. Здесь даже сжигают книги, но используя их лишь для топки печей и приготовления еду, ведь читать просто никто не умеет.
    Сюжет прост и строиться вокруг столкновении цивилизаций. Главный герой влюбляется в молодой сосуд (так называют девушек) и не может противиться своей «сущности». Позывы плоти перевешивают разум и знание, показывая несовершенство другой системы, где ограничением его плоти становиться тоталитарная мать опекающая сына.

    В итоге у Хаксли вышло общество жесточайшей структуры, потерей индивидуальности и пониманием свободы, с трансцендентной основой запугивания. Единственным исключением оказывается любовь между представителями разных цивилизаций, спобоная двигать вперед и объединяя столь разные «сущности».

    2
    796