Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Goldfinch

Donna Tartt

  • Аватар пользователя
    Foggugirl14 апреля 2018 г.

    Наверное, это была самая переоцененная для меня книга в этом году. Однажды я прочитала "Некоторые вопросы теории катастроф" Мариши Пессл, которые произвели на меня невероятное впечатление. Тогда же приметила камешек в её огород: мол, книга чем-то похожа на "Тайную историю" пресловутой Донны Тартт. Сказать, что меня заинтриговали - ничего не сказать. Ещё и вспомнилось лирическое отступление моей учительницы истории о детях, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях и её упоминание "Щегла". Тут у главного героя жизнь и правда не сахар.
    Я довольно потирала ручки, унося из библиотеки увесистый томик. Оказалось, зря.

    В этом романе есть всё для того, чтобы он мне понравился: искусство, отсылки к русской литературе, становление персонажа, его целый жизненный путь. Однако весь мой положительный настрой окончательно улетучился после первых трехсот страниц, когда я поняла, что всю книгу будет происходить по сути одно и тоже. Тео Декер страдает, спускает свою жизнь по наклонной, думает о той самой картине, в честь которой и назван роман и снова страдает. До жути цикличная книга, в которой всё начинается ни с чего и ничем заканчивается.

    В центре сюжета подросток Тео Декер, жизнь которого меняется в один день. Сначала у него всё вроде бы ничего, не считая ерундовых проблем в школе, но тут происходит теракт, взрыв, многочисленные смерти, огромная потеря и травма на всю жизнь. Мальчик попадает к отцу, где встречает очаровательного русского мальчишку Бориса. Единственный по-настоящему живой и интересный персонаж во всём романе, как мне кажется. С недостатками, чудинками и даже безумием.
    Здесь, в Лас-Вегасе, жизнь Тео идет под откос: у него выпадают зубы от систематического неправильного питания или, я бы сказала, его отсутствия, он пьёт водку, как сок, курит и переходит на что покрепче, ворует сначала чипсы, а потом влезает в крупные аферы. Честно, я не филологическая дева, но мне хотелось помыть руки после той грязи, которая описывается в этой книге. Беспросветная чернота. Я не знаю, зачем нужно так много "плохо" и совсем ничего "хорошо". Особенно таким неприятным языком: на страницах с чудесным описанием картины или размышлениями по поводу искусства соседствуют матерные фразы, что могут звучать лишь из уст сапожника или матроса.

    Неприятно - так я могу описать всю книгу. Пошлость, человеческие пороки и слабости, жестокие и продажные люди, суицидальное настроение и психологические проблемы главного героя. "Щегол" - это дементор, который высосал из меня все жизненные силы (а в самый разгар учебы их не так уж и много, к слову).
    Я правда не понимаю как с такой чудесной, яркой и невероятно тёплой картиной (несмотря на железные оковы птицы) можно связать такую грязную и липкую историю, после которой просто хочется помыть руки.

    11
    799