Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Less Than Angels

Barbara Pym

  • Аватар пользователя
    Аноним10 апреля 2018 г.

    Где тут у вас вешалка для шляп?

    Даже не знаешь, чего ожидать, когда берешь в руки эту книгу. О Барбаре Пим до недавнего времени было известно мало: ее не переиздавали, и, говоря о британских романистках середины ХХв., вспоминали едва ли. Однако не так давно Анастасия Завозова и Галина Юзефович прорецензировали книгу "Почти ангелы" и заинтересовали нас, читателей, самобытностью этой прозы. В первую очередь привлек внимание пимовский женский типаж, чего уж скрывать. Столько всего написано про феминизм, про эмансипацию, а в британской прозе и подавно, но все равно это по-прежнему вызывает интерес.

    Сразу вспоминается цитата на обложке книги, что "Барбара Пим-Джейн Остен ХХв". Мне трудно судить, так как мое знакомство с Остен закончилось на произведении, чье название даже писать излишне.

    Поначалу, текст Пим метался в беспризорности по моему сознании, никак не в силах себя идентифицировать. Свою "английскость" он недвусмысленно обозначил, и делал это на протяжении всего произведения нескончаемым чайным потоком. Точнее даже не потоком, а, как выразилась сама автор, "элегантной янтарной струйкой из серебряного чайника". Она явно знала, о чем пишет - неправильная технология приготовления этого напитка на страницах книги карается весьма и весьма. С чаем здесь не шутят! Но все же хотелось понять, кто же такая Барбара Пим? И ответ дает ее героиня Кэтрин, девушка немного за 30, которая, подобно Кэри Брэдшоу, печатает статьи для журнала и, подобно ей же, ничуть не тяготится своим одиночеством. Оно для нее, как домашний любимец, которого можно пожурить, но в основном, он дарит уют и не доставляет хлопот. И одиночество это не только женского свойства, но и общечеловеческого. Наша героиня выросла без родителей, и большая сплоченная семья, обоюдная забота, всегда казались ей роскошью, которой она была лишена и которую так хотелось бы обрести. Но проведя героиню по лабиринту разорванных отношений, ущемленного женского самолюбия, дав ей, пусть и не надолго, то самое тепло, когда мама приносит завтрак в постель и накидывает на плечи шаль, Кэтрин понимает, что свобода быть одной, не возведенная в культ, а просто как она есть, это и есть ее богатство. Оставить чашку и взять ее с прежнего места, оценить мужчину и сказать ему "в следущий раз", не разрываться в эмоциях, как было в юности, а в очередной раз, испытав то или иное чувство, рассмотреть его, спокойно запаковать и положить на нужную полку. Назвать это холодностью? Не стала бы. Скорее, чувство меры. Как с чаем. Чаепитие, несмотря на свою популярность, не стало для них героев романа чем-то заурядным. Это ритуал, предвкушение. Так же и с чувствами: посмаковать, но не плескать через край, а, пригубив, предвкушать следующее.

    В последней трети книги появилась пикантная сумашедшинка, текст буквально мимикрировал в мердоковский карнавал с сожжением масок и всего того, что еще недавно имело для героев ценность. Их судьбы переплетаются, как в романах леди Айрис, но пуститься во все тяжкие они не рискуют. Только оглядываются по сторонам. А зачем же еще жить в предместье, если не для того, чтобы иметь соседей и сервировать чайный стол поближе к их забору?

    Пим и Мердок, две английские леди, выпускницы Оксфорда, почти ровесницы, и проза их не может не иметь общего. Но в романах Мердок больше напора, распада и порока и к разряду чисто женской ее отнести трудно. Тут нельзя не вспомнить фото Барбары Пим, будь то на фоне английского особняка или камина, с вязанием в руках или обнимающей кота - в ней есть то, что она, в противовес Айрис Мердок, передала своим героиням - птичья сосредоточенность на происходящем и, вместе с тем, женская податливость. Не это ли признак независимости, если не сказать здорового феминизма?(а таковой бывает?) Ведь мужчин на этих фото мы не увидим. Да и вообще мужской типаж в ее романе, не всегда самый честный, - это отстраненность, растущая с годами, а потом, после определенного возрастного рубежа, возрастающее желание близости. Женщины у нее куда более мудры и вездесущи, а мужчины, даже будучи далеко не юными, все еще оперяются.

    Но, как бы ни были герои романа замкнуты на самих себе, они не доходят до открытого конфликта с миром и окружающими, не впадают в панику и не прыгают с моста. Они - наблюдатели, а не участники, и своих чертей выгуливают на чердаке, а не в соседних огородах.

    После таких книг расслабляешься и сохраняешь спокойствие в самых неспокойных ситуациях. Вокруг суета-сует, сбивание с ног и неумолимый бег времени, а тебе так и подмывает ошарашить кого-нибудь из бегущих вопросом "где тут у вас вешалка для шляп?"

    15
    703