Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    LiseAlice3 апреля 2018 г.

    Чарльз Стрикленд служил на бирже и был обычным биржевым маклером, женатым человеком и отцом двоих детей. Казалось, что он и его жена доживут вместе до глубокой старости, окруженные многочисленными внуками. Но однажды супруга Чарльза, возвратившись домой с отдыха вместе с детьми, находит письмо от мужа, в котором он сообщает жене, что бросает ее и уезжает в Париж. Все, кто знал семью Стриклендов, строят догадки - не иначе, как Чарльз подцепил где-то смазливую официантку, ударился в загул, и теперь вовсю кутит в столице Франции. Однако позднее выясняется, что никакой женщины у Стрикленда нет, а в Париж он уехал для того, чтобы заниматься живописью. Знакомые и родственники остаются в полном недоумении, а жена негодует- ладно бы, Чарльз бросил семью ради женщины, это еще куда ни шло, но бросить все ради того, чтобы стать художником, где это видано? Да ведь он ни одной картины за всю жизнь не написал, одна мазня! Что тут еще скажешь, смех, да и только!

    Наверно, это самая необычная книга о таланте и гениальности, которую я прочитала. Здесь гениальность представлена как смертельная болезнь, которая, являясь до поры до времени невидимой, однажды дает о себе знать. И однажды проявившись, уже не оставит человека в покое, не забрав все силы и жизненную энергию. И в тот момент, когда болезнь эта заберет все без остатка, останется только умереть. Обычно талант предстает как нечто потрясающее, что выделяет человека из толпы и в чем он черпает силы. Однако у Моэма это чуть ли не проклятие, рассказчик, от лица которого идет повествование, вспоминая Стрикленда, неоднократно возвращался к мысли, что в художнике как будто сидел бес. В-общем, автор рассматривает гениальность с какого-то непривычного для меня угла зрения, непривычного, но, тем не менее, интересного.

    Книга с первых страниц затягивает в свой мир. Очень живые и настоящие персонажи получаются у автора, Моэм не делит мир на черное и белое, великодушие у него соседствует с глупостью, а доброта с жестокостью. А какой Моэм потрясающий рассказчик, какие любопытные замечания он делает о людях, их характере и жизни в целом! Интересно и то, как автор в этом романе развил тему, затронутую им в "Бремени страстей человеческих" , о том, что художник, да и не только художник, а любой, кто занят творческим процессом, творит не для того, чтобы его признали, заметили, оценили, а потому, что он не может иначе - это становится жизненной необходимостью, так же, как дышать, есть и пить.

    И если в начале книги я радовалась встрече с богемным Парижем, который у Моэма предстает Меккой художников и писателей, где перед обедом обязательно надо выпить рюмочку абсента, чтобы как следует проникнуться духом романтики и свободы, то в конце меня ждали пальмы под ярким солнцем Таити и теплое море, где многие странники, подобные Стрикленду, наконец-то обретали свой долгожданный рай.

    16
    444