Рецензия на книгу
Под стеклянным колпаком
Силвия Плат
Miss-Soup1 апреля 2018 г.Сильвия и Эстер
До просмотра фильма "Сильвия", который меня просто загипнотизировал своей нежной и красивой медлительностью и... волнами (морскими; на волосах и юбках Гвинет Пэлтроу; сюжетными и образными), я ничего толком не знала о Сильвии Плат. Сразу после просмотра фильма я без сомнений обменяла нечитанную толком "Теллурию" Сорокина на единственный роман Плат. Без сомнений, но с опасением - все-таки проза поэтесс часто оказывается бессюжетным калейдоскопом - принялась читать. Это оказалась очаровательная и горькая исповедь о взрослении; образный, ироничный, местами весёлый и местами печальный роман. Тот факт, что Сильвия Плат написала его незадолго до своего самоубийства, становится своеобразным продолжением книги, в которой 19-летняя девушка Эстер Гринвуд неоднократно пытается покончить с собой (естественно, на этом не строится весь сюжет - это не просто роман о несчастной неврастеничке), но каждый раз терпит поражение, пока её не отправили в сумасшедший дом. В романе кончает жизнь самоубийством знакомая главной героини, а сама Эстер поправляется. Хотя финал остался открытым, Сильвия Плат дает своему читателю определенную уверенность в том, что у Эстер всё будет хорошо. 20-летняя (уже) Эстер поправляется (как когда-то Плат), а писательница в 30 лет всё-таки решает умереть.
Мне очень понравились описания неудачных свиданий Эстер и её злополучного романа с Бадди Уиллардом. а также взгляд главной героини на мир (который, впрочем, отчасти породил болезнь, которая росла в ней, как чудище-паразит): в каждом встречающемся ей человеке она тут же находит особенные черты и, при этом, ей особенно нравится посмаковать те, что отрицательные: самодовольство, лицемерие, ограниченность. Но в тех людях, которые относятся к ней с пониманием и без напора, она видела лучшие качества. Ещё мне показалось интересным, как Плат описывает второстепенных персонажей: описывает подробно не их лицо или род занятий, а то, вот что они одеты. Одежда описывается во всех деталях и многое говорит о своем обладателе.
Признаюсь, я всё ждала, когда в книге появится персонаж, похожий на мужа Сильвии поэта Теда Хьюза. Но он не появился, что меня даже восхитило: вместо того, чтобы перемыть ему все косточки в художественной прозе (он ей изменял, что стало причиной их развода), она обосновала в романе идею, почему женщине не нужно выходить замуж. Ну и, надо думать, Бадди Уиллард не зря оказался таким малодушным...
Жаль, что Сильвия Плат так рано умерла и не написала ещё романов. Хорошо, что Эстер осталась жить, чтобы делиться с нами своей историей.4487