Рецензия на книгу
Три мушкетера
Александр Дюма
Аноним31 марта 2018 г.Мой последний бастион романтики…
Речь в этой рецензии пойдет о королевских мушкетерах – виртуозах шпаг и дамских сердец, ловких наездниках и ловеласах, о благородных, честных и гордых воинах XVII века, вызывавших трепет и уважение детей и подростков всех времени и народов. Наряду с пиратами и рыцарями, мушкетеры на протяжении всех времен будоражат детские сердца своими увлекательными и красочными похождениями, заставляя наряжаться в их костюмы на детских праздниках, взахлеб читать посвященные им истории, выбирать даму своего сердца, вздыхать о ней тихими вечерами и посвящать ей свои подвиги, сочинять свои собственные истории и стихи о мушкетёрах, смотреть и неоднократно пересматривать снятые о них фильмы.
Предисловие. Не так давно в рецензии «Когда романтика превращается в палубу залитую кровью…» я сетовал на то, что после определенных событий образы рыцарей и пиратов в моем сознании растеряли всю свою романтичность. Мушкетеры при этом в течении длительного периода времени оставались для меня последним бастионом романтики, моей осажденной крепостью Ля-Рошель, которая в конце концов была вынуждена капитулировать как и капитулировал образ мушкетера, растеряв весь налет романтичности во многом благодаря рецензируемому произведению. Почему благодаря «Трем мушкетерам» Дюма, сейчас расскажу с помощью трех вещей, а именно героев без страха и упрека, любовной геометрии и воздаяния по заслугам.
Герои без страха и упрека. Цели любого героя: вершить справедливость, защищая слабых и противостоя злу. Цели героев романа слегка отличаются. Один ставит свои амбиции превыше всего, другой демонстрирует склонность к чревоугодию, третий слабость к прелюбодеяниям, четвертый подумывает о суициде. Насколько романтично выглядит эта группа? Благородство, честь, справедливость и любовь оттесняются в тень жаждой славы, вспыльчивостью, местью, подлостью и похотью. Желанием доказать свою правоту и удовлетворить свои желания во что бы то ни стало. Это не те герои, на которых стоит равняться и которыми стоит восхищаться.
Любовная геометрия. Хочется остановиться на трех дамах романа, в частности: Кэтти, Миледи и Констанции Бонасье. Бедная Кэтти, без оглядки и безответно влюбленная в Д’Артаньяна и готовая ради этой любви на любые поступки. Миледи, вызывающая в главном герое исключительно плотские желания. Любимая и любящая в ответ Констанция. Душевную эволюцию можно проследить по отношениям с этими тремя дамами. Она начинается с исключительно порочных порывов, сопровождается абсолютно бесчестными и безнравственными поступками и заканчивается незаслуженной, на мой взгляд, любовью, которая впрочем так же легко теряется как и обретается. В этой потере можно усмотреть злой рок или справедливую длань судьбы, кому как больше нравится. Из-за подлых поступков, продиктованных вожделением, романтичность бравых мушкетеров вновь проходит проверку на прочность.
Воздаяние по заслугам. Наказание злодеев и награждение героев зачастую завершают любую героическую сагу. Все ли злодеи были наказаны в этой книге? Отнюдь. Досталась ли награда сообразно заслугам? Опять мимо. Хотя именно так и происходил в жизни, а «Три мушкетера» имеет немалую претензию на историчность и соответственно на реализм.
Итог. Оценив события книги и поступки ее героев невольно приходишь к печальному выводу, что борьба за справедливость далеко не является их благодатью, а деяния нередко продиктованы низменными чувствами и не имеют ничего общего с благородством. Да, парой герои совершают добрые поступки, поскольку поступки эти волей судьбы случайным образом пересекаются с интересами героев, которые, как я уже замечал выше, вовсе не направлены на борьбу со злом, а на достижении своих личных, парой мелочных, целей. Что романтичного остается в человеке, помыслы которого не чисты а дела и того порочней? К сожалению – ничего!
Аудио исполнение. Во взятии Ля Рошели и разрушении последнего бастиона романтики меня сопровождали и поддерживали Сергей Горбунов и Ольга Голованова, в чем я им очень признателен. В последнее время встречал немало противников «транс-гендерного озвучивания книг», уж простите мне такой не литературный оборот. Хотя моя толерантность к чтецам и чтицам не имеет границ, слышал много отрицательных отзывов об исполнителях, неумело озвучивающих диалоги противоположного пола. Если Вы относитесь к числу слушателей аудио-книг, для которых аутентичность диалогов имеет большое значение, настоятельно рекомендую взять в свое путешествие по улочкам старой Франции Горбунова и Голованову. Первый озвучивает слова автора и мужские реплики, вторая – соответственно женские. В любом другом случае кроме безусловно удачного исполнения двух указанных выше чтецов Вы можете обратиться и к другим исполнителям, коих для данного романа я встречал немало.
92,1K