Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Great Gatsby

Ф. С. Фитцджеральд

  • Аватар пользователя
    renigbooks31 марта 2018 г.

    В погоне за мечтой

    «Никакая ощутимая, реальная прелесть не может сравниться с тем, что способен накопить человек в глубинах своей фантазии».

    На волне нового интереса к жизни и творчеству Фицджеральда перечитал «Великого Гэтсби». По прочтении стало очевидно, что Джей Гэтсби — это «селфи» писателя. Как и созданный им нетленный персонаж, Скотт с юношеских лет мечтал стать знаменитым и богатым. Он искренне верил в то, что создан для чего-то великого и втайне стеснялся своих родителей-неудачников. «Он был сыном Божьим и должен был исполнить предначертания Отца своего, служа вездесущей, вульгарной и мишурной красоте».

    Благодаря яркому таланту, который Хемингуэй сравнивал с узором пыльцы на крыльях бабочки, Фицджеральду действительно удалось стать одним из самых популярных и высокооплачиваемых писателей своей эпохи. За публикацию рассказов в модных журналах Скотт получал баснословные гонорары, доходившие порой до двадцати тысяч долларов. Жизнь писателя проходила на бесконечных вечеринках — прямо как у героев его прославленных романов «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна». Не жизнь, а сплошной праздник, неотъемлемой частью которой были эксцентричные выходки и эпатажное поведение. Как признавался сам Фицджеральд, в те годы ему было трудно различить, где кончалась жизнь созданных им персонажей, а где — начиналась его собственная.

    Подобно Джею Гэтсби, писатель всегда стремился окружать себя успешными и состоятельными людьми, чтобы подпитываться их энергетикой. Он считал их чуть ли не полубогами — красивыми, блистательными, обаятельными и остроумными. Как позже подметил Хемингуэй, когда Фицджеральд наконец-то понял, что на самом деле представляли из себя большинство богачей, какими пустыми, ограниченными и испорченными они были, это стало для него горьким разочарованием — не только в своём окружении, но и в жизненных идеалах и ориентирах. «...Они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги».

    На ум сразу же приходит заглавный герой романа Джека Лондона «Мартин Иден», которого в погоне за мечтой и успехом постигла та же печальная участь... Как сказал в одном из интервью Леонардо ДиКаприо, сыгравший загадочного миллионера в блестящей экранизации 2013 года, «Гэтсби — один из знаковых персонажей, потому что он может быть интерпретирован по-разному: безнадёжный романтик, одержимый сумасшедший или опасный гангстер, цепляющийся за богатство». Для меня же это роман о мечте — пусть ошибочной, но великой. О том, как мы иногда сломя голову гонимся за какими-то давними мечтами, не понимая, что они остались в далёком прошлом. И мечтаем не о каких-то реальных вещах, а об их идеализированных образах, созданных нашим воображением. Как гласит библейская заповедь, не сотвори себе кумира...

    «Ему, наверно, казалось, что теперь, когда его мечта так близко, стоит протянуть руку — и он поймает её. Он не знал, что она навсегда осталась позади...».

    10
    392