Рецензия на книгу
Люди из захолустья
Александр Малышкин
Toccata14 марта 2011 г.…Рушили везде ее, сказку, древнюю, милую для барского сердца убогость, со скрежетом рушили, с моторным ревом, с бедой.
Никогда бы не подумала, что мне придется по душе книга о коллективизации. Нет, я уже читала, как это было на Кубе, но то была Куба, то была замануха именно той далекой страной. Здесь – родные пенаты; родные в том смысле, что наши, российские, и что сама я выросла в населенном пункте, зачинавшемся на базе завода как градообразующего предприятия; в нашем музее есть те же самые иллюстрации, что встают, несомненному таланту Малышкина благодаря, перед глазами: рабочие бараки, цеха, первые многоквартирные дома и первые, для нужд рабочих, учреждения: клубы, детские сады, школы… Потому книга эта тешила сентиментальное чувство (масло масляное): думалось, что и мои старшие начинали когда-то так же, простые, деревенские, дослужившиеся до трудовых орденов, от деревянных наскоро срубленных домишек до полноценных квартир в кирпичных домах… И так, подобно моему городишке и книжному же Красногорску, вставали в нашей стране сотни городов!.. Но это лирика.А если без лирики, то в заслугу автору необходимо поставить прежде всего отсутствие приторного пролетарского пафоса. Ведь, приступая, по аннотации судя, я побаивалась: будет, думаю, сейчас сплошное «эх, дубинушка, ухнем!» Но нет. Строительство социализма вышло у Малышкина трудным, правдивым; по хлопку вождей-большевиков его герои не сделались в одночасье ярыми коммунистами из темных крестьян, его производства тоже не сразу пошли на рекорды. Будучи выходцем из крестьянской семьи, писатель не навешивает ярлыков на своих героев, находящихся по разные стороны баррикад: его деревенские приноравливаются, отрываясь от родных гнездышек, к гигантским стройкам; его городские – тоже не без труда – привыкают работать в простонародной, вдали от Москвы, среде. Роман состоит будто из нескольких пластов, деревенского, рабочего и столичного, становящихся в итоге единым пластом. Достоверное знакомство автора со всеми пластами – среды, народа – и писательский дар, внимательный, строек помимо, и к личностным радостям/бедам своих героев, – есть залог добротного реалистического романа. Будь я советским режиссером – экранизировала бы непременно.
Он помнил голодную безработицу довоенных лет. Он пережил в Мшанске бедованье одиночки. Прочности – вот чего никогда не знал он в своей рабочей судьбе. Но теперь он упрямо захотел ее, этой прочности, он захотел ее и для завода, для всей стройки.16912