Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Atonement

Ian McEwan

  • Аватар пользователя
    Аноним28 марта 2018 г.

    Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь

    Книга о том, как просто словом можно загубить человеческую жизнь. И даже не одну. Но это не точно.
    Признаться, мне сложно понять, что хотел автор рассказать этим произведением, какую главную мысль вынести.
    Однако по-порядку. Тринадцатилетняя Брайони готовится к приезду своего любимого брата Леона. Это событие для нее волнительно не только потому, что она долго ждала его, но еще и потому, что в этот день должна состояться премьера спектакля, написанного по ее сценарию. Девочка любит сочинять различные истории и рассказы и даже свою собственную жизнь часто воспринимает через призму писательского восприятия. В постановке ей должны помогать ее кузены. Их мать была на стадии развода с их отцом (невиданное событие для консервативной Англии того времени) и постановка - это был чуть ли не единственный способ хоть как-то отвлечь детей от грустных переживаний. А еще у Брайони есть старшая сестра Сесилия. И некий сын уборщицы Робби, который рос вместе со старшими детьми и которого даже отправили учиться за хозяйский счет. А еще у девочки есть отец, который вечно в командировках, и мать, у которой вечно болит голова.
    И вот - день приезда Леона, и, соответственно, день премьеры спектакля, которая так и не состоялась. Однако произошли другие, более значимые и более досадные события, в результате которых Брайони обвиняет человека в страшном преступлении, которого тот не совершал. И как бы автор не выгораживал девочку, мне так до конца и не понятна ее мотивация. Дальше - простите, спойлеры.
    Ей-богу, ей нужно было неоднократно выступать под присягой, где она повторяла одно и то же и уже сама начала верить в то, что все именно так и было. Но почему же тогда молчала Лола? Неужели ей не хотелось, чтобы ее обидчик был наказан? Неужели ей настолько было безразлично, что невинный человек сядет в тюрьму? И даже дальнейшие события, когда обидчик женился на жертве - серьезно? Так бывает? Зачем ему это нужно было-то? За его преступление другой человек мотает срок, сам он стал шоколадным бароном и может себе позволить жениться на ком угодно - зачем ему сдалась эта девочка?
    Ладно, оставим эту тему на совести автора.
    Вернемся к сюжетным линиям, благо, автор наделал их предостаточно.
    Любовная лини (если можно так назвать). Потому что мне сложно назвать страсть, вспыхнувшую между Робби и Сесилией и длившуюся так недолго, любовью. Влечение, желание, страсть - как угодно, но не любовь. Автор хотел придать трагичности этому чувству, разделив любовников сначала тюрьмой, потом войной, но... Можно сколько угодно рассуждать, как бы развивались события, не будь между ними этих препятствий, однако я считаю, что эти отношения обречены были на провал. Пропасть в социальном положении в снобистской классовой Англии такому скромненькому чувству было бы не преодолеть.
    Оставив Робби в первой части книги в наручниках уводимого под белы рученьки в тюрьму, автор во второй части снаряжает его армейскими ботинками, утаивая от читателя все тяготы трехлетнего срока заключения. Зато военные события щедро нафаршированы кровишкой, ранеными, убитыми и развешанными по деревьям ошметками детей. Может, автор хотел сосредоточить внимание на ужасах войны, однако то ли я зачерствела, но ему не сильно удалось меня расчувствовать. Я лишь недоумевала, зачем войну-то приплетать было? Ах, ну да, чтобы Брайони могла искупить свой грех клеветы, работая медсестрой в военном госпитале. Но, простите, разве это искупление? Остальные медсестрички работали не меньше ее и видели смертей не меньше, чем она, работая ради того, чтобы помочь пострадавшим. Дальше - встреча Брайони с сестрой и Робби, причем даже не факт, что реально состоявшаяся. И опять я не увидела в этой встрече того самого искупления.
    Окончание на удивление не разочаровало. Однако и не порадовало. С одной стороны, я терпеть не могу такие окончания, в которых все разжевано на долгие годы вперед и которые не оставляют никакой пищи для домыслов. С другой стороны, уж как-то очень тепло стало на душе, когда я представила, как собралась вся многочисленная семья, чтобы поздравить 80-летнюю старушку с Днем рождения и с каким удивлением и волнением она смотрела ТОТ САМЫЙ спектакль по ее сценарию, с которого все и начиналось. Пожалуй, окончание - это единственная часть книги, которая вызвала у меня хоть какие-то чувства, кроме недоумения и скуки. Невероятно затянутый сюжет, изобилующий лишними подробностями и постоянными ответвлениями от этого самого сюжета, какие-то отдельные части, которые автор пытался собрать воедино, но не смог сделать это элегантно и понятно.
    И все-таки... Где же оно, это самое ИСКУПЛЕНИЕ?

    8
    403