Рецензия на книгу
Падающий
Дон Делилло
Аноним28 марта 2018 г.Эта книга о том, как абсолютно плоские персонажи пытаются отбрасывать тень от зарева пожаров 11 сентября.
Когда я выбирала именно это произведение Дона Делилло, я ожидала столкнуться с трагедией как нации, так и личной. Я не знала, что это будет: изобличение преступников, раскрытие заговоров, ропот людей, плач от потерь или же что-то еще. Но я не ожидала такой бесчувственной картонности главных героев, их какое-то абсолютно нелепое хаотичное блуждание в своих мыслях, которые вроде бы пересекаются с ситуацией в мире, но при этом остаются абсолютно замкнутыми сами на себе, зациклены в каком-то абсурдном алгоритме.
Обрывочное повествование, не вызывающее особых эмоций своей нелинейной формой, мечется между несколькими локациями: мысли и поступки главного героя Кейта (это именно он спасся при обвале небоскребов); кружок людей с заболеванием Альцгеймера, который ведет его супруга Лианна; гостиная в комнате Нины, мамы главной героини, в которой курят, смотрят на картины и вступают в оживленные дискуссии трое: героиня, мать и любовник матери, у которого какая-то темная тайна в прошлом. Это могло бы быть интересно и захватывающе, если бы, например, главный герой был убийцей, а любовник матери – главным подозреваемым. Те же самые места, те же самые герои, но как бы все заиграло. Но что Вы, тут не место детективу, тут же трагедия мирового масштаба. От трагедии, правда, несет запашком тины болотной, и хотелось бы себе внушить, что персонажи такие нелепые и странные, потому что у них шок из-за произошедшего, потому что это наложилось на их семейную драму, которая все еще не отпускает главных героев (дело в том, что года за два до трагедии Лианна выгнала Кейта из дома). Но на самом деле никакой драмы в жизни героев нет, и, кажется, что они всегда были такие равнодушно-механические, странные и абсолютно не вызывающие симпатию.
Кейт, выбравшись из пожара, почему-то идет не к себе домой, не в больницу, а в дом жены, которая принимает его обратно (из радости ли? из сострадания?). Жена то вспоминает отца, который застрелился когда-то давно, то смотрит за своими кружковцами и проявляет все признаки энергетического вампиризма, с азартом побуждая их писать эссе на тему произошедшего теракта. Лианна пытается насытится темой обвала башен, но с таким видом, будто жует на завтрак холодную овсянку.
Опять же, не знаю, в трагедии и шоке ли тут дело, или нет, но эта семья мама-папа-сын выглядят очень странно и неприемлемо с точки зрения неамериканца. От них не веет любовью, теплом или родственными отношениями, они не говорят друг другу теплых слов, с таким же успехом это могли быть трое абсолютно посторонних людей подходящего пола и возраста, собравшихся вместе в одном доме. Описание их взаимодействия особенно как-то выбивает из равновесия, ибо выглядит это также бездумно и механически, как главный герой, разрабатывающий свою поврежденную руку по одному и тому же лечебному алгоритму. Радости от воссоединения семьи читатель не чувствует, и, кажется, сами персонажи тоже.
Повествование о семье прерывается отрывками из жизни смертников, влетевших в башни. В такие моменты чувствуется смена настроения повествования, вместо унылых, не знающих куда себя деть Кейта и Лианны, читатель сталкивается с абсолютно непоколебимой уверенностью в своих действиях молодых людей, прибывших сюда издалека. Они здесь, чтобы убить как можно больше неверных. Эти рассуждения, мне, человеку другой культуры, кажутся абсолютно нелогичными, ведь жизнь священна, но у смертников мировозрение другое, и они бесстрашно умирают с уверенностью в том, что так надо.
А главные герои все так же нелепо болтаются, как говно в проруби.71,2K