Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Theatre

W. S. Maugham

  • Аватар пользователя
    Аноним27 марта 2018 г.

    Первая прочитанная книга Моэма стала разочарованием. Если кто-то, как я, надеется почитать о театральном закулисье - вам не сюда. Если кто-то хочет исследовать внутренний мир сложной артистической натуры - тоже мимо. Желаете окунуться в лицемерное светское общество - можете сделать это в другом романе. Хотите почитать о запретной любви? - извините, по другому адресу. Может быть просто любовный романчик? - бегите, глупцы! А ведь нам обещают все вышеперечисленное! Лондон, 30-ые. Величайшая актриса Англии, с реноме верной жены и прекрасной матери "влюбляется" в молодого клерка. Тайный роман, постылый муж, море поклонников, высшее общество. И я такая: ага! героиня умна и иронична, но попалась в ловушку чувств; будет полно метаний, терзаний; высмеивание ханжества высшего общества и т.д., и т.п. Как говорится: обломитесь! Моэм всласть поиздевался не над героями (они все счастливы и благополучны), а над читателями. Хотя, главную героиню автор и назначил в качестве мишени для насмешек, но она слишком толстокожа, чтоб ей сочувствовать. Вообще, в реальности достаточно часто встречается подобный типаж. Они такие умные, продуманные (а все вокруг дураки), такие секс эпил, такие ах! и ох! - на деле же просто пустышки. Но Джулии нужно отдать должное - она великолепно притворяется. Так что пустышку в ней не вычислить.
    К мужчинам автор будто бы снисходителен. Они, скорее "бедные ягнятки" (как меня тошнит от этой фразы - не передать!), которых коварные женщины изящно (или не совсем) обводят вокруг пальца. Тот же Том, который обвинил Джулию в том, что она его толкнула на неверную дорожку. Да, он сноб, к тому же глуп, но Джулия-то коварна! Она водит всех за нос: своего мужа, поклонника-аристократа, любовника, общество. Изящно мстит молодой "сопернице". Только сын видит ее насквозь. Пожалуй, их диалог единственное, что мне в книге понравилось. Но все слова Роджера она пропускает мимо ушей. И продолжая его мысль... Оставшись в комнате одна - она будет продолжать свою игру для самой себя. Для Джулии сцена - реальность, ее актерский гений - отдельная личность. Мы не знаем, когда она утратила свое "изначальное" я. Когда остались только маски и притворство, когда она стала Величайшей актрисой, и потеряла себя как человека. Не знаю, ставил ли Моэм целью просто высмеять всех женщин скопом или хотел понять причину женского притворства. Именно женского, потому что мужчины, какими бы неприятными не казались в этом романе, на фоне главной героини выглядят лучше. Может быть я слишком глупа, но ответ на этот вопрос не вижу. Как не вижу интересной подачи концепции "весь мир - театр". Всем давно понятно, что люди носят личины, мы умудряемся лицедействовать даже наедине с собой. Не зря в конце десятой главы, когда Джулия собирается на сцену звучат такие слова: "из мира притворства в мир реальности".
    Теперь о внутреннем мире творческого человека. Изначально я предполагала, что этой теме будет уделена значительная часть повествования. Искания творческого человека, ее (Джулии) внутренний мир, переходы от роли на сцене к реальной Джулии и обратно. Но Моэм, на мой взгляд, увлекся глумлением над героиней.
    Я так и не поняла: в чем смысл? Хотелось бы мне бросить эту фразу, и как Роджер - удалиться в Шотландию. Увы и ах. Ставлю в отзыве точку и отправляюсь пить чай.

    12
    424