Рецензия на книгу
Три повести о Малыше и Карлсоне
Астрид Линдгрен
Аноним13 марта 2011 г.Пусть тыщу булочек несут на день рожденья к нам
Скажу сразу: я бы не прочитал книгу, если бы не было этой заинтересовавшей меня рецензии. Линдгрен я никогда не читал, поэтому опыт детского восприятия не наложил свой отпечаток – так оно лучше и интереснее – можно пропускать написанное для детей произведение через всю дрянь, что скопилась в голове, в чистом, концентрированном виде.
Взрослому человеку «Карлсона» можно читать как минимум двумя способами, причем одновременно. Первый способ предполагает восприятие детскими глазами, для этого нужно включить внутреннего ребенка и радоваться чистой, светлой, веселой истории, искусно написанной и не менее искусно переведенной. Второй способ - въедливое, критическое отношение к тексту, адресованному детям, а чужие письма читать хоть и неприлично, но увлекательно.
Первое, что приходит в голову: Сванте Свантесон – шизофреник, маленький больной мальчик, но вторая и третья главы дают нам потрогать выдумку руками других героев, поэтому обвинения легко снимаются. Самое радикальное уместное здесь предположение, что мальчик, пытаясь разбавить реальность цветным вымыслом, придумал себе друга, с которым ему интересно. Так поступают многие дети, и в психологии подобное явление называется «синдромом Карлсона» (ха-ха!)
Во время чтения книги меня не отпускала мысль, что это насквозь фрейдистская штука. Я даже не беру в расчет прямые отсылки, когда Малыш спрашивает маму, можно ли ему будет на ней жениться, и немного расстраивается, когда узнает, что ушлый папка его опередил. Тут вообще противоречие, борьба противоположностей, накал страстей – настоящее становление личности, сознания со всеми вывихами и переломами.
Карлсон – экстракт детства. Капризный, жадноватый, эгоистичный, инфантильный тип. Причем то, что он формально взрослый, еще больше это подчеркивает. Танатос с пропеллером. Сейчас бы такого окрестили кидалтом. Его страсть – разрушать, а последствия есть дело житейское, «главное, чтобы загрохотало вовсю». Швед – искуситель, одним словом. Понятное дело, в современном буржуазном обществе Карлсон похож скорее на контркультурную икону, чем на супергероя для малолеток – он очень смахивает на Тайлера Дердена, еще одного культового шизофренического мужчины в самом расцвете сил. Поэтому вполне себе благополучные шведы его недолюбливают, побаиваются, как будто сгребают в охапку в своих чад, если на детской площадке появляется одинокий небритый мужик.
Внятная оппозиция Карлсону – Хильдур Бок, массивное супер-эго в переднике. Она стоит по ту сторону удовольствия, парит ноги, варит кофе, хочет в телик – типичное олицетворение культуры, которая иногда может быть злой и неудобной, но без нее никуда, так что даже Карлсон становится спокойным, когда уминает тефтельки с пудингом, а она и рада. Так можно приструнить в меру упитанное бессознательное и не проиграть на поле битвы под названием «Малыш», у которого и без Карлсона мильон терзаний.
Единственным, что примирило всех, оказался внешний вызов (в России это историческая закономерность) в лице Филле и Рулле. И это прекрасно, потому что детские истории должны иметь счастливый конец. Фрекен Бок свалила к дядюшке Юлиусу, а Карлсон…А Карлсон продолжает жить в каждом из нас, даже если кто-то с ним еще не знаком.
p.s. у нас, в самой удалой и иррациональной в мире стране, самый лучший в мире специалист по озорству обречен на популярность, и мультик тут ни при чем.
74741