Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Море-океан

Алессандро Барикко

  • Аватар пользователя
    Аноним25 марта 2018 г.

    Море-океан. Роман, который нарисован словами.

    Роман итальянца Алессандро Барикко «Море-океан» для меня является одной из самых любимых книг. Книга, которую не просто хочется перечитывать. Даже не это. Книга, которую хочется открывать на определённых страницах и перечитывать именно их. Точно так же как мы, при прослушивании наших любимых музыкальных произведений, любим послушать либо опредёлённые куски текста, либо конкретные музыкальные фрагменты, которые нам необходимы в данный момент. Но от этого мы не теряем интерес к самой целой музыке.

    Музыкой и наполнен этот роман, музыкой он и объясняется. Ведь сам автор Барикко окончил консерваторию по классу фортепиано и опубликовал две серьёзных эссе по музыкальной критике и в дальнейшем работал музыкальным критиком. И вот его образование плюс сама музыкальность итальянцев породила на свет писателя, который смог в своих книгах соединить два жанра искусства: литературу и музыку.
    Барикко не пишет текст, он рисует нам роман-картину, только вместо кисти использует слова. И как он это делает! Каждое предложение, каждый абзац, словно мазки кисти то слегка касаясь полотна, то нанося грубые и рваные штрихи. А какие краски он смешивает в своей палитре!

    «Мольберт бросил якорь из тонких верёвок, придавленных к песку четырьмя камнями. Валкая конструкция слегка подрагивает на хлёстком ветру. Человек утопает в охотничьих сапогах и мешковатой рыбацкой куртке. Он обращён лицом к морю. Пальцы играют островерхой кистью. На мольберте – холст.»

    И такими моментами наполнен весь роман. Читать это произведение, словно очень долго разглядывать картины великих итальянских живописцев, долго и не всегда вглядываясь в детали, а отдавая предпочтение общему плану, будто погружаясь в происходящее там, на полотне, когда границы стираются, а глаза перестают видеть что-либо вокруг за пределами рамки. И лучше (на мой взгляд) это делать под музыку, скажем Fabrizio Paterlini или Ludovico Einaudi. Попробуйте!

    В произведении есть прекрасный сюжет, выстроенный из нескольких линий героев, которые в конце сольются в единую коду и прозвучат завершающим аккордом всего повествования. Но даже он не особо важен. Важно видеть, ощущать, слушать прекрасную мелодику, которой наполнен и пропитан, как солёным воздухом моря, текст. Ведь Море – главный персонаж этого романа. Персонажи постоянно взаимодействуют с ним и меряют себя и других только через него. Измеряют пределы моря, его и им рисуют картины, его наблюдают, его слушают, им лечатся, к нему все приходят и от него все исчезают.

    Роман-музыка, роман-симфония; поэма в прозе; картина, нарисованная словами. Роман «Море-океан» это именно то произведения, которое после прочтения обязательно должно встать на полку домашней библиотеки. И будет это не только украшением с красивым и поэтичным названием на корешке, но и нередким, но постоянным желанием снова снять книгу с полки, открыть, пролистнуть страницы и вновь, погрузившись в чтение, выйти на песчаный берег перед таверной «Альмайер».

    9
    617