Рецензия на книгу
Шрам
Чайна Мьевиль
Аноним23 марта 2018 г.Вы обретете шрамы после прочтения.
Шрамы – это воспоминания.
Эта книга – один сплошной шрам и рана. Начав её читать, во мне проснулась ненависть и скука; ненависть – к персонажам, к миру, ко всему на свете. Я искала недостатки и придумывала их, мне хотелось кинуть эту книгу с балкона! …но я продолжала возвращаться в тот мир, через силу, через боль, и обрела…шрамы.
Это все конечно лирика лиричная, но начало книги действительно очень затянуто. На 100-120 странице главное действие еще даже не началось, и ты не понимаешь, начинаешь задаваться вопросами: а когда начнется то? Или так все и будет? Но аннотация же другое обещает! И в конце концов терпеливо ждешь…и ждешь…и ждешь. А когда дожидаешься, когда понимаешь, что вот оно, вот главная причина/проблема, тогда знание распирает тебя, и вот уже пальцы сами быстрее перелистывают страницы, глаза вытаращиваются, и мозг готов взорваться от всего происходящего вокруг тебя. Ты понимаешь, что оказывается до конца осталось страниц сто, и что теперь ты – это Беллис Хладовин. И вы не рана, вы стали шрамом.
Не могу не обойтись без сравнения с предыдущим мною прочитанным романом «Вокзалом потерянных снов». «Вокзал» был более грязным (в плане отношений персонажей, любовных сцен), «Шрам» же на его фоне кажется более непорочным, более чистым – это при наличии садомазохистов то! НО, что в одном романе, что в другом, смотрится в канве сюжета все слажено, органично, буднично и не портит самого текста.
Повторюсь: совсем ни сравнивать эти книги невозможно, ведь создатель у них один. Однако с другой стороны, сравнить их сложно, так как мир действительно один, а вот локации очень разные. И если «Вокзал» приоткрывает дверь во вселенную Бас-Лага, знакомит нас с ней, «Шрам» - расширяет границы, расширяет горизонты и дает надежду на открытие все новых и новых стран, городов, материков и океанов.
Не знаю, требуется ли говорить про сюжет, аннотация очень точно передает смысл и посыл дальнейших действий. Эх, была не была!
Есть у нас девушка, некая Беллис Хладовин, переводчица и темная лошадка, о которой мы ничего не знаем, и, кстати, ощущение такое, что так до конца и не узнаем. Она бежит из своего дома - города Нью-Кробюзона - и причина побега нам не открывается (весьма надуманная, нужно сказать, и попахивает истеричной дамочкой), случайно она попадает к пиратам и жаждет вернуться домой. Незамысловатый сюжет, вы не находите? И мне так показалось, ну, первые те сто страниц. А потом начинается домино. События затрагивают друг друга, наваливаются, скользят, падают, и так до самого конца.
Кроме самой Беллис вначале романа нас знакомят и другими персонажами. И некоторые описаны достаточно живо, ярко, о них дается завлекающая информация, и вот ты уже думаешь, что они также будут принимать непосредственное участие, ан нет. Именно их автор сбрасывает за борт – иногда мниться в прямом смысле этого слова. Не буду перечислять всех главных персонажей и мое мнение и них, а то набегут ещё борцы против спойлеров и надают мне по попе. Я скажу только про Армаду. Он (или она все же?) такое же главное действующие лицо, как и Беллис. И скажу вот что: он потрясающ, чарующ, величествен. И какую же надо иметь фантазию, чтобы придумать и продумать это? Ведь идея проста: соединить сотни и сотни кораблей канатами, сваркой и бог его знает ещё чем! Но до Мьевиля, я ни у кого этой идеи не встречала. Плавучий город вышел очень живым и натуралистичным. По секрету обмолвлюсь, что у Чайны, лучше всего получаются города. В персонажах слишком много неразгаданных сторон остается в конце. А в городах все как надо, все на своих местах.
А теперь перейдем к финалу. По сравнению с «Вокзалом», в «Шраме» он не настолько слит, да только вопросы все равно остаются, и тему хочется продолжать. Считаю, что это сделано специально, чтобы ещё больше погрузить читателя в книгу. Чайна Мьевиль – большой манипулятор :).
И в заключении хочу обмолвиться, кому я хочу порекомендовать эту книгу: в первую очередь, тем, кто прочитал «Вокзал потерянных снов»; во вторую очередь, тем, кто любит море и воду в принципе; в третью – тем, кто любит шрамы.
P.S. Отзыв пишу первый раз в жизни, так что конструктивная критика принимается. Критика «я не согласен с твоим мнением» принимается тоже, но я могу и укусить))4727