Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
Аноним22 марта 2018 г.«Возвращение в Брайдсехд» - это не тот роман, про который можно сказать, понравился или не понравился. То я читала его запоем, то не хотела брать в руки или желала перелистнуть на последнюю страницу. Я, наверное, просто его не поняла.
Я ожидала от него немного других ощущений, другого описания. Мне непонятно было, как одновременно происходит что-то важное, и в то же время не происходит ничего. Себастьян спивается, леди Марчмейн умирает, Чарльз женится и разводится, и все это как-то… между делом, с сухой подачи такого же сухого рассказчика.
Он, как катализатор, появился в жизни Флайтов, и наблюдал, или участвовал? в их моральной или физической гибели. Пользовался их гостеприимством, их благосостоянием. Паразитировал на них. Кто сделал кого несчастным, непонятно. Чарльз Райдер изначально не умел быть счастливым, ему нужен был кто-то кто сделает это за него и за себя. Сначала это был Себастьян, затем Джулия. Но, все это сопровождалось каким-то бездействием, апатией. Вместо того, чтобы как-то поддержать Себастьяна, попытаться вбить ему в голову пагубность его привычки, дает ему деньги на попойку. Себастьян падает в пропасть, а Чарльз спокойно вылезает, даже не подав ему руки.
На Джулию, и без того запутавшуюся в себе и боге, ему также наплевать, он говорит красивые ничего не значащие слова, ни разу не подставляя реальное мужское плечо.
А у леди Марчмейн можно было бы и попросить прощения. Конечно, это семейный диктатор, тотальный контролер, от нее сбежал муж, сбежали и дети, воспитание ее ничего хорошего не принесло. Но, в итоге, как она оказалась права, что не разрешала Себастьяну выпивать, а Джулии выходить замуж за Рекса.
Чарльз Райдер любил Флайтов за то, что они Флайты, но никого из них по отдельности. Он любил их роскошный дом, их древний род, старинные устои, аристократизм, но никогда так до конца их не понял. С подчеркнутой своей холодностью и отрешенностью он наблюдал со стороны за счастьем и горем их, как художник пишет картину, так писатель описывал действие со стороны, запечатлевал отдельные моменты.
Нет никакой борьбы, никакой искры, желаний, стремлений, Чарльз несчастен, но несчастен в своей меланхолии, бездействии, безнадежности. Его можно и стоит жалеть, но жалеть со стороны, как прекрасный камин, который оказался разбит, только потому что не мог сдвинуться с места.
Что касается Флайтов, они оказались несчастными в своих проблемах, которые по факту выеденного яйца не стоят. У них было все – деньги, положение в обществе, возможность устроить прекрасное, безоблачное будущее. Не было только внутренней силы, поэтому каждый бежал куда-то, прячась в свой конкретный «панцирь». Лорд Марчмейн – в Венецию, Себастьян в бутылку, Тереза Марчмейн в веру, Корделия в халат сестры милосердия. Брайдсхед – в спичечные коробки, так и не найдя своего места в жизни. Ну а Джулия всегда металась, от чувства вины, боязни не оправдать ожидания, неуверенности и неопределенности.
Больше всего жаль было Себастьяна. Это надо же, такой интересный, непосредственный, удивительный юноша, и так угробить свою жизнь. Про таких обычно говорят «не от мира сего». Мир оказался для него слишком жестоким.
Роман-боль, роман-тоска, роман-разочарование.3368