Рецензия на книгу
Жнива розпачу. Життя і смерть в Україні під нацистською владою
Карел Беркхоф
red_star21 марта 2018 г.Недавно я слегка критиковал труд Ковалева о повседневной жизни в оккупированных частях РСФСР. Однако на фоне книги голландского исследователя книга Ковалева может быть принята за образец последовательности и цельности. Хотя, положа руку на сердце, это не самое печальное в книге Бергхоффа.
В самом начале наш голландский автор несколько раз на разный лад подчеркивает, что он окончательно, бесповоротно нейтрален, не придерживается ни одной стороны конфликта и отказывается от оценочных суждений. Такое заявление ко многому обязывает. Чаще историки просто пишут подобные книги, а не рекламируют себя в вводных частях, но вот Даниэль Бовуа в своей книге о царской политике на Волыни , например, делал также. И обещание почти сдержал. А вот Бергхофф – нет.
Автор люто, бешено ненавидит советскую систему. Даже сильнее, чем люто и бешено. Он, понятное дело, вовсе не обязан ее любить, однако такой подход мало способствует объективности. Вот тот же Майкл Ходарковский тоже не любит российское государство (по крайней мере, в имперской его ипостаси), но не дает себе волю глумиться и ненавидеть, а пишет об острых моментах любопытно и интересно. А вот Бергхофф так ненавидит, что пишет ерунду.
Сначала, когда автор начал рассказывать в главе об отступлении Красной Армии с Украины несусветные байки о сибирских бойцах, с боем пробивавшихся через другие части РККА, чтобы сдаться в плен к фашистам, или потом, когда автор поведал изумленному читателю (мне), что злобные нелюди из НКВД как-то собрали немцев-граждан СССР в чистом поле, чтобы убить их с помощью бомб, сброшенных с советского самолета (не волнуйтесь, все обошлось, немецкие самолеты сбили монструозного сталинского сокола), я подумал, что автор просто дурак, который начитался мемуаров, впечатлился и вывалил всю эту чушь на читателя. Тем более что все эта глава основана на 80% на воспоминаниях украинских коллаборационистов и эмигрантов (список литературы пестрит ссылками а-ля Виннипег, 1962; Торонто, 1952 и т.д.). В целом кажется, что автор никогда не слышал про то, что к мемуарам надо относиться критично, понимая, что люди склонны менять свое прошлое. Если ему нравится подход автора мемуаров, такие мемуары просто объявляются достоверными, точка.
Но когда автор начал рассказывать, что это советская система виновата в том, что немцы расстреляли или иным способом убили десятки тысяч евреев на Украине в первые же месяцы оккупации, я подумал, что автор просто сволочь. Да, это не расовая политика нацистов предписывала им убивать евреев, а советская власть привела к полуслучайным расправам. Советское подполье напугало немцев, советские бойцы и местные жители нарыли противотанковых рвов, в которых потом закапывали убитых, советская власть воспитала в своих гражданах культуру доноса, поэтому жители УССР легко выдавали немцам евреев и подпольщиков, да и в целом не сопротивлялись новой власти. Красная Армия разбежалась полностью (кто бился с немцами зимой 1941?), немцы заняли УССР почти без усилий, а население почти везде встречало немцев с цветами. Советская власть одновременно и тупая (взрывает мосты со своими солдатами на них), и чрезвычайно коварная (восхитительно отлаженная система дистанционных взрывов).
После таких откровений тяжело читать дальше – ты так и ждешь, что автор начнет опять заливать. В начале так и казалось. Автор выбрал аналитический подход к истории оккупированной части Украины, на которой была введена гражданская администрация (т.е. зона, не являвшаяся армейским тылом), поэтому рассказывал о народной культуре, о религиозных институтах, о голоде в Киеве, об образовательной системе, о массовых депортациях и многом другом не в хронологическом порядке, а раз за разом возвращаясь к началу.
Знаете, так и кажется, что автор почти готов хвалить немцев. Разочаровывают они его только в том, что с самого начала убивали евреев, а так и крестьянам сначала стало лучше жить, и в городах люди почувствовали себя свободнее. Но вот не удержали они марки, вместо того, чтобы делать что-то хорошее, с самого начала давай грабить и убивать. Картина следующая (даже в чем-то вероятная, наверняка были те, кто и правда на что-то надеялся) – некоторые интеллигентные горожане думали, что при немцах будет также, как в Гражданскую, лучше, чем при Сталине. Немцы же порадовались полезным идиотам, но своей политики по отношению к восточным территориям и не думали менять. Поэтому колхозы не только не распустили, но и заставили в них вступить даже тех, кого туда не заставляла идти советская власть. До 1943 года немцы продолжали рассказывать, что вот-вот они победят и раздадут землю, но делать этого и не думали. Киев должен был обезлюдеть, и немцы вполне себе справились с задачей, перекрыв доступ продовольствия и начав отлов людей на улицах для отправки на работы в Германию. С националистами позаигрывали, но в целом достаточно быстро всю легальную деятельность прикрыли.
В целом нельзя найти каких-то кардинальных отличий в политике от оной на оккупированных территориях РСФСР, все крайне схоже и по печати, и по радиовещанию, и по отправке в Рейх. Большие предприятия номинально работали, но кроме ценных руд немцам особо ничего нужно не было.
Насильные отправки в Германию окончательно убедили население, что немцы хуже. В Надднепрянщине и так ждали «наших», но и на Правобережной Украине в 1943 немецкие документы фиксируют положительные воспоминания о советской власти. Люди даже иногда были готовы восставать с оружием в руках, как зимой 1943, когда в тылу у немцев были восстания, а Красная Армия, увы, опять отступила.
Автор пишет, что после освобождения Красной Армией в украинских городах были проблемы с встраиванием возвращавшихся из эвакуации евреев в местное общество. Люди привыкли жить без таких соседей. Не уверен, что можно этому верить, ибо это как-то довольно оскорбительно для жителей этих городов.
Бергхофф часто сравнивает жизнь в Рейхскомиссариате с условиям в Генерал-губернаторстве, где, мол, культурная жизнь была для украинцев открыта. Любопытно было бы найти хороший источник.
Ближе к концу книги автор затрагивает тему этнических чисток на Волыни, нещадно ругая ОУН и УПА. Меня, пожалуй, поразило, насколько плохо немцы в 1943 году контролировали свой глубокий тыл. Множество оружия, достаточно крупные формирования убивают людей направо и налево, а немцы лишь присутствуют при этом. Пожалуй уже в 1943 можно было понять, что война ими проиграна.
Вторая часть книги Бергхоффа показалась куда более убедительной, чем первая. Наши не стали людьми, оставшись прежними орками, но немцы потеряли ореол эльфов. В целом – это любопытно, пожалуй, посмотреть на мир глазами узкой прослойки украинских эмигрантов, ушедших с немцами (вся разоблачительная правда в книге вообще взята ровно из одной книги Федора Пигидо, вся-вся, про то как немцам радовались, например). Трудно, правда, утверждать, что такой подход хоть сколько-то объективен. Да и автор не смог заявить, что население не радовалось освобождению, тут уже ничего не попишешь, все мечты и розовые сопли некоторых немцы растоптали быстро.
В целом – страшно. Наших не было больше двух лет. Немцы успели очень много, слишком много. Массовые убийства, газенвагены, стрельба на улицах, уничтожение сел за связь с партизанами, попустительство этническим чисткам, голод. Смерти, смерти, смерти.
46979