Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним20 марта 2018 г.«У меня нет будущего. Никакого. Вы себе не представляете, как это многое облегчает»
Я до сих пор не уверена насчёт своего отношения к данной книге и её оценке. С одной стороны, мне понравилась философская направленность, вопросы, которые поднимает Ремарк, актуальны во все времена. Что есть жизнь? Что есть счастье? Почему люди ведут себя так, словно будут жить вечность, и только на пороге смерти задумываются о скоротечности жизни? Произведение действительно заставляет задуматься и переосмыслить свою жизнь.
Однако ближе к концу я начала чувствовать некую безысходность. Показалось, что автор приходит к выводу, что здоровым людям не вырваться из этого порочного круга, не понять простой истины, гласящей, что жизнь одна и она коротка. Лишь те, чьё время ограничено болезнью, осознают это.
На самом деле, все эти размышления автора к концу книги начинают нагонять тоску и апатию, а не желание что-либо поменять, действовать, жить.
Из всех персонажей мне приглянулся только Борис Волков. Он преданно любил Лилиан до самого конца и был умным, искренним, понимающим. Клерфэ, наоборот, получился каким-то картонным и поверхностным. А Лилиан… Не могу сказать, что Лилиан совсем не вызвала симпатии. Поначалу она заинтересовала, растворяясь в каждом мгновении жизни, знала, что её дни сочтены и жила настоящим. Но ближе к середине начала порядком раздражать. Она резко судит о людях, не принимая в расчёт чужое мнение, считая, что только она понимает, как правильно нужно жить. К тому же, её эгоистичное и потребительское отношение к другим людям – отталкивает.
Если рассматривать любовную линию, то и она не оставила хоть сколько-то сильного впечатления. Возникла внезапно и из ниоткуда, она вышла однобокой. Они не понимали друг друга и не могли понять. Да и, наверно, не хотели. Лилиан лишь позволяла себя любить и была слишком увлечена жизнью. В то время как у Клерфэ любовь переросла в желание тихой семейной жизни, на которую у Лилиан не было времени.
«Он стремится привязать меня к себе и запереть, - думала Лилиан, – и с гордостью называет это браком, заботой, любовью. Он никак не хочет понять, что чувства, которыми он гордится, отталкивают меня.»Но раз так, то почему она всё ещё с ним? Ну или хотя бы не объяснит свою позицию человеку, которого вроде как любит, он ведь не умеет читать мысли.
Не зря Клерфэ в романе гонщик. Автор проводит сравнение между жизнью и гонками. Человек будет бесконечно ездить «из Брешии в Брешию», пока наконец не вылетит с трассы. И если ты сходишь с трассы, остальные продолжают гонки. Люди сами всю жизнь бегают по этому замкнутому кругу, не чувствуя жизни, её смысла и вкуса.
«Из Брешии в Брешию! Разве можно представить себе более выразительный символ бессмысленности?»Этот роман можно бесконечно разбирать на цитаты, он полон глубокого смысла, но не смотря на всё это, мне пришелся по душе гораздо меньше, чем «Три товарища».
- Maria Lem –
4285