Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Янтарный телескоп

Филип Пулман

  • Аватар пользователя
    Аноним11 марта 2011 г.

    Почему мне хотелось полюбить эту трилогию?

    Стиль: здоровый, богатый, сказочный язык, вылизанный, без лишних цветастостей. Очень приятно читать вплоть до последних глав третьей книги, где описания льются рекой из патоки - надоедает.

    Эрудиция: автор сдал экзамен по физике в объеме старшей школы. Молодец. Его довольно стройная система мира на протяжении первой книги приятно освежает.

    Персонажи: проработанные, интересные, разные, в них можно поверить.

    Но полюбить не вышло...

    Позаголовком ко всей трилогии, лучшим, чем все авторские эпиграфы, стала бы фраза:
    "Никогда не объясняйте глупостью то, что можно приписать злому умыслу."

    И автор приписывает с размахом. Персонажи Темных Начал не делают глупостей. Никогда. Все их несчастья - это либо чужой злой умысел, либо Судьба, которая их Ведет, иногда - одновременно.

    Не поймите неправильно, я такой же поклонник Предназначений, как и все обычные читатели фэнтези. Но ни одного откровенно глупого поступка? В книжке, где главные герои - дети? Правда? (Для справки: эпизодическая борьба против Предназначения глупым поступком не является, хоть и вызывает у героев непропорциональное раскаяние.)

    Кроме того: как только знания автора в рамках старшей школы заканчиваются, начинает твориться что-то, что трудно описать, не употребляя слова "профанация". "Профанация науки", может быть, а "профанация гуманизма" - более всего. Чёрный пиар. На фоне - второе пришествие, число 666, всё - зло и грех, всё надо отсечь.

    Нельзя не отметить: Д-р Молли Мэри Малоун. Не самый первоплановый персонаж, но для сюжета очень важный. И этот персонаж вызвал у меня больше зубовного скрежета, чем всё остальное в трёх книгах, вместе взятое.

    Мало того, что Молли Мэри будто вырезана из журнала Космополитан тот единственный раз, когда в нем опубликовали что-то о женщинах в естественнонаучных дисциплинах. Но и вся ее сюжетная линия ("Мэри и сама плохо понимала, что делает") построена так, как будто автор с помощью д-ра Малоун пытается вытолкать рояль. Из кустов. В гору. Рояль едет тяжело: автор и сам плохо понимает, что делает.

    Завершение: победителей не судят, конечно. Но "условное добро", которому читателю предлагается сочувствовать, прошло по таким костям и выдавало все три книги такие сентенции, что отличие от "условного зла" можно увидеть только третьим глазом при свете Пыли.

    Мне хотелось полюбить эту трилогию. Но она меня ужасает.

    11
    113