Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тошнота

Сартр Ж.П.

  • Аватар пользователя
    Аноним19 марта 2018 г.

    «Тошнота» Жана-Поля Сартра с точки зрения...

    Что такое «Тошнота» Жана-Поля Сартра можно объяснить несколькими способами.
    С места - в карьер. Поехали…

    1. «Тошнота» с точки зрения хипстеров, и гламурного бомонда середины двухтысячных.

    Это случилось давно: когда солнце светило ярче, трава была зеленее, я был моложе, а литература казалась запутанной и непонятной. Когда-то очень давно – когда алкоголь был суррогатным, когда на ряду с цветасто стразовыми арнбишницами, и гламурными ПТУ`шницами на свете существовала субкультура так называемой интеллектуальной политуры. Этакого бомж-бомонда, под маской невероятной элиты. Это, если хотите, аналог нынешних винишек тян, только с гораздо более грязными волосами, не бритыми лобками, и как выясняется теперь, отвратительнейшими вкусами к чтению. Все эти дамы (а иногда и господа) таскали в своих грязнючих сумках экземпляры той самой «Тошноты», которую периодически с упоением декламировали друг другу как некое откровение, знание, или истину. Ничего не имея против самого Жана Поля, я тем не менее, проникся негативом к данной книге уже за то, что все её воздыхатели и поклонники, чисто внешне, напоминали сброд, паразитирующий только на деньгах родителей, и как явление временное существовали кто как: парни - до первой повестки, девчонки - до первого положительного теста на беременность. В этом и был вероятно их личный экзистенциализм, и «кризис существования», а совсем не то что они там прочли в «Тошноте». «Тошнота» этих ребят не была реальной, все они скорее пытались быть похожими на Антуана Рокантена, но жизнь позднее явилась для них по всей видимости куда большим откровением. Могу допустить, что сейчас они вряд ли даже притронуться к творению мэтра, разве что только с целью поностальгировать по былым временам, когда водка лилась литрами, а внутренняя личность была не таким жалким сука сусликом. Кто-то из них перебрав лишнего, звал в уборной Эдика, кто-то Жана-Поля, но самое главное, что я понял сейчас, в 2018 году, прочитав злосчастную книженцию: все эти люди ошибались. Это никакой не шедевр и не классика, а самый обыкновенный подростковый соус из женских соплей, мужских комплексов и синдрома чувства собственной важности сверху.

    • «Тошнота» с точки зрения физики

      Как нашёптывает на ухо википедия: сингулярность с точки зрения физики - это состояние Вселенной в определённый момент времени в прошлом, когда плотность энергии (материи) и кривизна пространства-времени были очень велики. Результаты наблюдений подтверждают предположение о том, что Вселенная возникла в определённый момент времени. Однако сам момент начала творения, сингулярность, не подчиняется ни одному из известных законов физики. Если говорить проще: сингулярность - это то, что существовало задолго до большого взрыва, рождения звёзд, галактик, туманностей и вообще задолго до появления известной нам вселенной. Сингулярность – это ничто. Антисуществование.


    Антуан Рокантен думает, что любит сингулярность, и ненавидит всё что было после неё. Он ненавидит реальность на микро и на макроуровне. Он ненавидит солнце, звёзды, планеты, моря, океаны, грёбанные коряги на пляжах (про это там тоже есть), унылые части городов, светлые части городов, живую природу, не живую природу, и так же далее по списку.
    Антуан Рокантен не любит людей. Он ненавидит их одежду, выражения их лиц, их диалоги и мысли, их смех и тоску, цвет их кожи и форму их черепов, их кровеносную систему и их внутренние органы, и даже своё собственное тело он ненавидит. Антуан Рокантен идиот.
    У него есть финансовые сбережения, которые позволяют ему кое как «существовать», но это доставляет невыносимые страдания, поскольку, опять же возвращаясь к начальной точке - Антуан Рокантен любит сингулярность. В книге вы не найдёте не одного упоминания этого факта. Зато кругом, на каждой странице, будут пропитанные желчью едкие буквы просачивающиеся сквозь абзацы ненависти к «существованию», к людям, которые «существуют», к миру, который «существует», ко всему что противоречит сингулярности. Можно рассуждать о прекрасной философии экзистенциализма, о непонятости поколения, о философии Сартра, но знайте - это всё чушь, и нелепая попытка вас запутать. Так же десять лет назад действовали интеллектуальные политурщики, которые запивали водку соком из Магнита, и доказывали простым смертным мещанам что их экзистенциональные взгляды на мир уникальны. Нет, не ведитесь, потому что главная мысль романа, вот она: Антуан Рокантен любит сингулярность. На этом всё. Других вселенных тут нет, не было, и быть не могло.

    3. «Тошнота» с точки зрения поведенческой психологии

    В книге есть три героя.
    Нет, вы не подумайте, что я вру, в книге конечно есть около десятка персонажей, но все они пролетают мимо читателя, как тысячелетний сокол мимо уронившего челюсть Чубакки.
    Три героя: это собственно сам Рокантен, чьи монологи вы будете медленно переварить 90 процентов времени, это бывшая Рокатена – Анни, женщина с приветом, и личными мозговыми пунктиками, в которых идиот Рокатен видит нетривиальность и отличие от остальных. И это третий герой, человек которого Рокатен называет самоучкой, этакий гик и библиотекарный задрот. Самоучка проводит всё своё свободное время в читальном зале с целью самообразовываться, изучая ВСЮ найденную литературу… Та-дам!... в алфавитном порядке.
    С ними у Рокатена за всю книгу состоится ровно по одному диалогу.
    С самоучкой он общается притворяясь, мысленно поправляя его и злясь. Самоучка дилетант-гуманист, или может просто дилетант, который думает, что он гуманист, тут неважно. Открытого романтического гуманизма Рокатен ему простить никак не может. Собственно, сам диалог ничего ценного не несёт. Это неприкрытый цинизм, и высокомерие человека чьей мудрости должны завидовать, с человеком, который готов завидовать, если понадобится. Не понадобилось…
    В диалоге с Анной роли меняются, но Рокатен этого увы не понимает.
    Если смотреть на Анни не предвзято, то это клиника. Честно. Это такой тип женщины, которая может накрутить у себя в голове целый перечень правил, и эмоциональных факапов, после которых начинаешь сомневаться в своей собственной рациональной природе. Это и происходит с главным героем. Думаю, он любит не Анни, а её образ, который рушит все логические цепочки последовательностей, в которых функционирует любая нормальная биологическая система мира.
    Биология, антропология, психология, – одним словом тошниловка, — это всё так скучно. Давайте накидаем фэнтези на вентилятор.

    4. «Тошнота» с точки зрения фэнтези

    Немаловажное дополнение. Отвлечёмся на прекрасный полёт фантазии автора:


    И тот, кто заснул в своей мягкой постели, в своей теплой, уютной комнате, проснется голым на синеватой земле в шумящих зарослях детородных членов – красные и белые, они будут устремлены в небо, словно трубы Жукстебувиля, и огромные их мошонки вылезут из земли на поверхность, мохнатые, похожие на луковицы. А над фаллосами будут кружиться птицы и клевать их своими клювами, и из них будет сочиться кровь. И еще из ран потечет сперма, медленно, вяло потечет смешанная с кровью сперма, студенистая, теплая, в мелких пузыр
    • «Тошнота» с точки зрения кинематографа

      Знаете, а ведь это одна из тех книг которую совершенно нельзя экранизировать. И не потому что «книга лучше» или «руки прочь от классики», нет. Это просто – дурацкий поток сознания человека, у которого совершенно нет внешних проблем и забот. С которым совершенно ничего не происходит. Который совсем ничем не примечателен, и не интересен. Мне было бы дико любопытно если бы главный герой «Тошноты», к слову современник того же Примо Леви, попал на страницы «Человек ли это», и рефлексировал в условиях концлагеря, или ещё какого-либо подобного бэкграунда. Как знать, может Рокантену и было суждено закончить как-нибудь так? Ведь это конец тридцатых, а значит смерть, которую он встретит в окопе не такой уж плохой хэппи энд для человека, который считает себя живым мертвецом? Может быть тогда я хоть немного разделил бы его любовь к этому самому «ничто». Может тогда хоть какое-нибудь кино по данной книге можно было снять?

    ять?

7
944