Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
Аноним13 марта 2018 г.Это, наверное, самый загадочный для меня роман в творчестве ФМД, если многие другие я уже перечитываю, то к этому шел долго. Давно уже хотелось почитать «Братьев Карамазовых» да все как то не удавалось. Но вот свершилось.
Роман очень авторский, не зная даже автора, а взяв текст в руки можно сразу определить к творчеству какого писателя он принадлежит, пусть даже и мало знакомому с творчеством Д., станет понятно, чей роман. В нем есть, казалось бы, все присущее Д., глубокая философия и анализ человеческой души, трагичность и надрыв человеческой судьбы и тяжелая участь детей. Автор в своем стиле надавливает на больные места читателя, апеллирует к его состраданию и человечности, но в тоже время возникает такое чувство что он же и культивирует в человеке мизантропию. Соболезнуя одним ты в тоже время начинаешь ненавидеть других, и мало того понимаешь что и эти и те образы взяты из жизни, что вокруг нас происходит тоже самое. Раскрытая картина жизни в романе это не победа добра над злом, это постоянное торжество зла над непобедимым добром. В этом случае если немного сюрреализировать картинку добро предстает гидрой, с которой борется могучее зло.
В жизнеописаниях Достоевского часто говорится, что он был глубоко верующим человеком. Тема религии очень часто встречается в его романах и рассказах, вот только создается такое впечатление, что автор на стороне тех кто не верует, ибо наиболее здравые и полные мысли он вкладывает именно в уста таких неверующих, часто просвещенных людей. Вот так и в этом романе, часто, кажется, что сам автор говорит устами просвещенного Ивана Карамазова, а не добродетельного Алексея Карамазова.
Еще один момент, по которому можно определить авторство – это персонажи, такое впечатление, что это просто реинкарнации других персонажей, чуть-чуть переработанные образы. Так Иван Карамазов очень похож на Родиона Раскольникова и Дмитрия Ставрогина. Алексей напоминает героя романа Белые ночи и т.д.
Мне кажется характер, и образ Дмитрия Карамазова выписан наиболее четко и полно, гораздо лучше, чем образ главного героя Алексея и третьего брата – Ивана Карамазова. Возможно, потому что он наиболее слаб и порочен из всей троицы, наиболее подвержен душевному сумбуру, а значит как подопытная крыса и наиболее пригоден для разбора и анализа. Через него автор снова затрагивает тему преступления и наказания, вот только в этот раз все события, мотивы и характер преступления рассматриваются совсем в другом ключе и под другим образом.
Как жаль, что это последний роман автора и что он так и не успел написать продолжения «Братьев…» как намеревался, или не написал чего-то такого же. Чтоб, несмотря на простоту изложения сразу же бередило душу. Достоевский не светлый писатель, он не пишет о радостях и счастье, он мне кажется, что это самое счастье и острее познается после чтения его книг. Надо научится видеть темноту, чтобы понять, что такое свет и как он важен, тот, кто не разу не видел тьмы, не сможет и объяснить что такое свет. Вот так и тут мы погружаемся во тьму человеческих характеров, чтобы потом выплыть и понять, что же нам следует ценить в своей жизни.
Интересно отношение автора к церковникам, ибо то как он их описывает по большей части не делает им чести и видно что для автора служители религиозного культа так же как и остальные люди подвержены порокам, зависти и злобе и что ряса и послушание не делает их какими-то особенными или возвышенными людьми. Разве что старец Засима для Д., выступает образцом простого религиозного человека, не без особенностей конечно но все же наиболее приближенного к богу человека. Хотя и по поводу него тоже есть над чем поразмышлять, его путь к вере так же был тернист и сложен и мировоззрение его отличается от догматического православного.
Автор остается верен себе описывая детские страдания, наверное не одна книга Д., не обходится без душещипательных, выворачивающих сочувствие читателей наизнанку историй о несчастных детских судьбах и судьбах отдельных семей в частности. Так семья штабс-капитана с несчастным Илюшей очень напоминает семью Мармеладовых.
Не знаю, писал ли кто-нибудь в российской классической литературе детективные сюжеты настолько мастерски как Д., я по крайней мере про такие не слышал. «Братья Карамазовы» несмотря на всю свою психологию, философичность и социальность читаются и воспринимаются как настоящий триллер и детектив с закрученным сюжетом и саспенсом.
Довольно сильно и интересно прописана беседа Ивана Карамазова в бреду с чертом. Мысли и размышления в последствие были подхвачены мне так кажется Булгаковым и весь этот момент сразу напомнил о Булгакове. И не только разговором героя с дьяволом, а мефистофольская филосия самого черта напоминает о Булгакове.
Судьба Дмитрия Карамазова, как одна из ключевых нитей повествования ярко показывает отношение автора к правосудию, не смотря на все красноречие сторон обвинения и защиты, героя осуждают на каторгу, без каких либо надежд в будущем исправить дело. Автор показывает как может сломаться человеческая судьба, на это еще намекалось в сцене встречи семьи Карамазовых со старцем Засимой, когда тот упал на колени перед Дмитрием и стукнулся лбом о его ноги, как бы уже тогда видя в этом человеке все несчастья которые готовит ему судьба. И тем не менее концовка остается открытой, намерения Дмитрия бежать быть может и осуществляться и тогда уже другая судьба его будет ждать, а может и не осуществляться.
Жалко что Достоевский не напишет продолжения этого романа, как собирался, было бы интересно встретится хоть с кем то из героев романа и узнать как сложилась их дальнейшая судьба.6936