Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пока мы лиц не обрели

Клайв Стейплз Льюис

  • Аватар пользователя
    Аноним13 марта 2018 г.

    Бог один и он не Один

    Клайв Льюис, знаменитый автор "Хроник Нарнии", друг Толкина и религиозный мыслитель, прожил интересную жизнь, в ходе которой ему довелось пройти длинный путь становления своих взглядов на мир и идей о нем. Родившись в семье ирландских протестантов, Льюис отторгает религиозные воззрения родителей, упиваясь мифологией. С годами его взгляды трансформируются и он возвращается к христианству в его протестантском варианте. Этот проделанный Льюисом путь оставил отпечаток на его творчестве, выразившийся в этом произведений с таким интригующим и каким-то неземным названием "Пока мы лиц не обрели" (Till We Have Faces). Произведение это довольно многогранно, поэтому дальше будет много букв.

    Начнем с того, что заявлено в описании книги. Это действительно переработка мифа об Амуре и Психее, дошедшая до нас в "Метаморфозах" Апулея. Льюис пересматривает миф в необычном для меня ключе, как бы отодвигая его на второй план, делая лишь вспомогательной канвой, тем фоном, которым придают картине жизненность. Сюжет с Амуром и Психеей - вспомогательная ветка, о которой читатель узнает со слов главной героини Оруаль, ведущей повествование.

    Надо немного обрисовать сюжетную канву - Оруаль, дочь властителя одного языческого государства, воспитывалась греком-невольником Лисом. Оруаль некрасива, но умна, что не обеспечивает ей любви окружающих. С маленьких лет Оруаль узнает, что, будучи уродиной, она не сможет надеяться на любовь людей. Когда на свет появляется ее сводная сестра Психея, очень красивое чудесное дитя, Оруаль начинает заботиться о ней и любить всем сердцем. Уже во взрослом возрасте Психею решают принести в жертву. Толпа, славословившая красоту Психеи до этих пор, с таким же жаром начала требовать смерти девушки. Психея оказывается одна на одинокой горе, куда приходит навестить ее Оруаль, радуясь спасению сестры. Встретившись с ней, Оруаль слышит, что Психея считает себя женой какого-то создания, не показывающего юной девушке даже лицо. Психея говорит, что живет в прекрасном дворце, однако Оруаль ничего вокруг такого не видит. Играя на чувствах Психеи, Оруаль заставляет ее сделать то, что Психея не хотела, лишая там самым сестру счастья.

    В отличие от версия Апулея, Льюис вводит Оруаль, которая не является завидующей сестрой. Она наоборот любит Психею и желает ей только хорошего, но в своем понимании. В этом-то кроется большое "но". Любовь Оруаль очень эгоистична, болезненна, она думает о себе, а не об объекте своей любви, решая за Психею, ломая счастье и жизнь сестры. Позже Оруаль мучается содеянным, испытывая вину, и закрывает от людей свое некрасивое лицо. С этого момента начинается трансформация героини, которую Льюис выписал очень хорошо и многогранно. В результате, она приходит к тому, что обретает лицо, лицо Психеи. Этот момент, объясняющий название, очень интересен, хотя и запрятан довольно глубоко в текст.

    В повествовании выделяется 3 временно-культурных пласта. Первый - языческий, включающий в себя описание государства Глом, его народа, культа, Оруаль и прочее. Второй - светская греческая мысль, которую олицетворял и распространял грек-невольник Лис. Он не верит в греческих богов, смеется над религией окружения. Третий - христианский, но это больше подтекст, метафора, привнесенная в языческий миф христианским автором. У Льюиса получилось органично сплавить эти пласты вместе, сделав их не противостоящими друг другу, а сосуществующими вместе. Бог существовал и в языческое время, как бы говорит он, только под другим именем.

    Оруаль - олицетворение языческого. Даже некрасивость не зря придана ее лицу. Она деятельна, решительна, храбра. Ей противопоставляется Психея - красивая, добрая, кроткая и терпимая - это само христианство. Психея становится возлюбленной грозного, ужасного и пугающего своим величием бога. И он предстает перед нами в единственном числе, когда у Апулея еще фигурирует Венера, мать Амура. Второе божество - Унгит - это сама мать-земля, богиня плодородия, очень старая и страшная. Однако она не производит на Оруаль то впечатление, что производит Амур своим появлением.

    Оруаль отрицает веру сестры, потому что не может увидеть то, о чем говорит Психея, глазами. Это, определенно, камень в огород атеистов. Бог требует от Психеи верить ему безоговорочно, не спрашивая доказательств. Когда Оруаль бросается на спасение сестры, перед ее глазами предстает Амур. После встречи с ним, закрыв лицо платком, Оруаль переживает катарсис и "становится Психеей". По замыслу Льюиса она обрела лицо тогда, когда приняла то, что хотела показать ей сестра.

    Или в романе в каждом предложении рассыпано по символу, или у меня начинается синдром поиска глубинного смысла, но интересен для меня такой момент. Оруаль за жизнь любит двух людей - Психею и начальника дворцовой стражи Бардию. Обе любви одинаково болезненны, объекты любви не принадлежат Оруаль полностью, то есть она остается ни с чем. Она одна, не способная породить жизнь, усыхает от старости. Ничто не способно утешить боль от ее внутренней занозы. И, когда умрет она, от нее не останется ничего, когда имя Психеи сияет в веках. Язычество ушло в прошлое, когда христианство сильно и красиво. Мне представляется это так.

    Роман получился очень психологичным и многогранным. Использование античной мифологии, полной символов и аллегоричности, превратило "Пока мы лиц не обрели" в красивую, но очень грустную притчу.

    45
    2,8K