Рецензия на книгу
Александрийский квартет. Бальтазар
Лоренс Даррелл
Аноним13 марта 2018 г.Вторая часть "Александрийского квартета", начатого в прошлом году с "Жюстин". События первой книги раскрываются под другим углом. Обозначаются нюансы, выворачивающие смысл наизнанку. Проступает добротная детективная линия. Поэтичность в этой книге утихла, но не пропала. На смену ей пришла сложность и мудрость. Главный герой - всё также, Александрия, по ней катается сюжетный Дарреловский клубок, вплетая в себя места, события и персонажей. Импонирует любовь автора к жителям города - ни одного черно-белого, радикального злодея или признанного героя. Все они - живые, сложные люди, с цельными характерами со множеством оттенков и полутонов (о чем сам автор упоминает - см. последнюю цитату).
Есть книги красивые, но по сути бестолковые, есть глубокие, но нудно написанные. Дареллу же удалось невозможное - красоту и мудрость уместить в одном сюжете-лабиринте. И каждая часть Александрийского квартета - отдельная тропинка лабиринта, об одном и том же, но по-своему.Отдельного упоминания заслуживают крупицы размышлений самого Даррелла устами жителей города, в наше время даже более актуальные, чем при Дарелле. Эта, например, навевает мысли про современные медиа:
Ах, мания увековечивать, записывать, фотографировать что ни попадя! Мне кажется, она происходит от осознания собственной неспособности — неспособности наслаждаться каждым мигом сполна, когда, вдыхая запах цветка, ты убиваешь цветок — каждый раз, с каждым вдохом.
Или про науку:Брак Пространства и Времени есть величайший для нашей эпохи сюжет типа „мальчик-встретил-девочку"
Или обычная жизненная зарисовка:
Ничто не начинает со временем так сильно противоречить само себе, как истина
Из остального запомнившегося:
Элемент списка думаю, нам лучше избегать больших таких, продолговато закругленных слов вроде „Красота“ или „Истина“ и т. п. Ты не против? Все мы рохли и недоумки, когда речь идет о том, как строить собственные жизни, но если нужно встать в позу и произнести что-нибудь этакое о бытии и вечности, тут каждый из нас гигант.
Как наркотик из шприца, в потолок брызжет смех и летает потом по комнатам пухом из разодранной перины.
Действие времени на пространство неторопливо, как оседает в Дельте ил на морское дно, нанося песок, выстраивая острова, меняя русла… Так с возрастом жизнь оставляет на лицах людей, мазок за мазком, морщины, след пережитого, перечувствованного — и кто отличит след смеха от следа слезы? Кротовины опыта на песках бытия…» .
У тебя хватает наглости навязывать нам свои проблемы, и прежде всего самую главную проблему — себя, любимую, — может, тебе просто нечего больше предложить?
Впечатляющее зрелище для островитянина вроде меня, запертого в одиночную камеру духа, как, впрочем, и любой другой писатель, — я и в самом деле стал похож на парусник в бутылке, плывущий на всех парусах в никуда
Что до человеческих характеров, идет ли речь о реальных людях или о персонажах, — таких зверей в природе нет. Всякая душа по сути есть муравейник противоречивых побуждений. Личность как нечто единое и стабильное — иллюзия, но иллюзия необходимая, если уж нам суждено любить !4517