Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    GingerElf13 марта 2018 г.

    Я устал, я мухожук

    Больших надежд на последний роман о Фандорине на всякий случай не возлагалось. Тревожно вспоминался и ужасный "Весь мир - театр", и безликие сборники рассказов и повестей. И хотя "Черный город" был хорош, очень хорош, можно было уповать на то, что Акунин не пожалеет сил и попрощается героем как подобает. Но когда стало известно название, зародилось подозрение в подвохе. Он и случился.
    Сложилось стойкое впечатление, что автор устал. Ему надоел его герой, надоела привязанность к герою читателей, надоело, что вместо того, чтобы читать либеральные исторические заметки, читатели ждут своего дурацкого героя. Поэтому книжка писалась через силу, сжато, рывками и без большой изобретательности. Скорее наброски к сюжету, чем он сам.

    Решив свои проблемы с дырой в голове, Эраст Петрович возвращается на сцену революционной России. Но возвращается ненадолго: всего на пару глав, чтобы восстановить силы, оценить безрадостный расклад, поддразнить читателей и уступить место совсем другому персонажу. С ним некоторые уже знакомы, а некоторых (например, меня) он мог в свое время совсем не заинтересовать. Тем горше, что он будет владеть "эфирным временем" добрую половину нетолстой книжки, пока не стерпится, не слюбится. Тем более, Эраста Петровича мы все же дождемся. А с его появлением все пойдет по-классическому: дева в беде, отважный герой на все руки, бурный роман, это-раз-это-два, спасение Отечества, японский слуга, исторический контекст... Вместо литературных отсылок, отсылка в большей степени кинематографическая. Главное, если не ключевое во всем этом замысле: дан ответ на вопрос века - практически, кто родители Джона Сноу. Последняя женщина нашего заикающегося сердцееда вышла на сцену, ребенок явлен миру, некоторым предыдущим книгам сделано вежливое алаверды, а читателям - адью.
    Для одного из романов о Фандорине (или не о нем?) получилось неплохо, может даже хорошо. Но для финального аккорда выглядит халтурно, в общих чертах предсказуемо и по-авторски равнодушно.
    Впрочем, если не считать это самое "не прощаюсь" шуткой над глупыми читателями, то, возможно, новые детективы от Акунина еще выйдут. Уже без Фандорина, конечно. Другая страна - другие сыщики.

    7
    427