Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тускуланские беседы

Цицерон Марк Туллий

  • Аватар пользователя
    Аноним12 марта 2018 г.

    Так Аристотель, соединяя мудрость с красноречием...

    О презрении к смерти (De morte contemnenda)

    Нужно ли скорбеть о смерти любимых тобой людей? Есть ли вообще смерть- Зло?- для Цицерона, , это был вопрос не праздный, поскольку в 45 году умерла его любимая дочь Туллия. Для ответа на вопрос о Смерти как Зле надо было определиться с тем, что из себя представляет человеческая Душа.
    Так начинается – латинская философия.
    Просто самозародиться она не может, поэтому Цицерон вынужден обратиться к истокам-греческой философии и ее знании о Душе, и Смерти, и Зле.
    -так как смысл и учение всех наук, указывающих человеку верный путь в жизни, содержатся в ОВЛАДЕНИИ той МУДРОСТЬЮ, которая У ГРЕКОВ называется ФИЛОСОФИЯ…ее и нужно изложить на латинском языке.
    При изложении греческой философии Цицерон, как патриот Рима, не может не ущипнуть и не покритиковать греков: ну, да, в философии вы сильнее-пока, но «во всем, что дается людям от природы, а не от науки, с нами не идут в сравнение ни греки и никакой другой народ»… Тем труднее признаться, что …
    -Однако же в учености и словесности всякого рода Греция всегда нас превосходила…
    Но и тут гордый римский дух Цицерона находит «греческую слабинку»:- Почет питает искусства, слава воспламеняет всякого к занятию ими, а что у кого не в чести, то влачит всегда жалкое существование. Фемистокл, отказавшись взять лиру на пиру, (а греки верхом образованности полагали пение и струнную игру) был сочтен невеждою.
    -Оттого и процветало в Греции музыкальное искусство: учились ему все, а кто не знал, тот считался недоучкою.
    Но!- «красноречием мы зато овладели очень скоро»! и раз римская « философия до сих пор была в пренебрежении…нам предстоит ей дать жизнь и блеск»!
    -Вот потому и решили мы, что если усердие наше и принесло ..похвалу нашему красноречию, то с тем большим усердием должны мы явить людям тот исток, из которого исходило само красноречие-исток философии…Не оставляя наших прежних занятий витийством, предаться также и этой науке-много обширнейшей и важнейшей.
    А настоящая ли это философия? Ведь утверждал же ты раньше, Цицерон, что «бывает, человек судит здраво, но внятно изложить свои мысли не может…и во зло употребляет и время свое, и книги»?
    -Я всегда полагал, что только та философия настоящая, которая о самых больших вопросах говорит пространно и красноречиво…
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Естественно, что только из-за красоты слога цицеронова мы вынуждены остановившись, любоваться блестящими связками слов, проясняющими смысл речи, и дойти вовремя до Платона и других философов ввиду малости места - не успеваем. Зло ли смерть?-пока загадка для нас…
    Оставляем также на «потом» и следующие четыре беседы, составляющие книгу, а именно

    • 2. О перенесении боли (De dolore tolerando)
    • 3. Об утешении в горе (De animi aegritudine lenienda)
    • 4. Об иных страстях (De aliis animi perturbationibus)
    • 5. О самодостаточности добродетели (De virtute, beatae vitae tutrice)

    6
    1K