Рецензия на книгу
The Dark Monk
Oliver Pötzsch
Аноним10 марта 2018 г.В Альтенштадте, близ Шонгау, погибает священник, который незадолго до смерти обнаружил древнюю гробницу, являющуюся началом великой тайны тамплиеров, скрывающей место схоронения великого христианского сокровища. С этого начинаются поиски ценного клада, за которым гонятся не только главные герои, но и разбойники, и тайное братство.
По всей видимости, недосказанность это фишка автора, ибо снова не хватает ясности в некоторых аспектах. Например, тайное братство, которое убивало всех и каждого, кто мешал им добраться до сокровища тамплиеров. Совершенно непонятно ни как они себя звали, ни в чём заключалась их вера и чем она принципиально отлична от других, ясно только, что братство выступало против еретиков, стремилось создать место массового паломничества и именем Господа оправдывало любое своё злодейство, будь то убийство священнослужителя или погребение заживо палача, вставшего на их пути. Но читая об этом братстве, я в очередной раз убедилась, что религия (не вера!) это поистине гениальное изобретение человечества, с помощью которого на протяжении тысячи лет не только массово оболванивались люди, но и оправдывались именем господним войны, убийства, грабежи. Религия, в той форме, в которой преподносит её автор в этом романе, не имеет никакого отношения к вере и вообще к Богу. Это просто манипулирование святым писанием ради банальных эгоистичных целей - жажды наживы и славы. Самое, наверное, страшное, что судя по всему сейчас человечество медленно, но верно возвращается в те страшные времена религиозной фанатичности и повсеместной нетерпимости, когда верой и именем Господа оправдывались любые преступления, а святые писания трактовались совершенно вольно. Этак мы и к Инквизиции вернёмся...
Сама по себе детективная история мне не очень была интересна. Возможно потому, что от религии я далека и история христианской церкви меня мало трогает, но истинно верующих я искренне уважаю. Или потому, что историй различных церквей, соборов и святых мест было слишком много, а информации, относящейся к делу, откровенно не хватало. А может и потому, что я разочаровалась в герое, который мне в предыдущей книге понравился - Симон Фронвизер в этой истории предстал весьма легкомысленным, поверхностным и почти предателем, хотя сообразительности своей не растерял и не только разгадал тамплиеровскую тайну, но и нашёл средство, пусть и случайно, от «шонгауской» лихорадки, которая буйствовала в городе, чем заслужил почёт и уважение горожан.
Но читала я роман исключительно ради палача, который верен себе и своим принципам. Якоб Куизль в одиночку решил почти неразрешимую проблему, в открытую столкнулся с сильными мира сего, перехитрил их и весь город, но сдержал обещания, данные осуждённому предводителю разбойников, рискуя собственной жизнью. Потрясающее чувство сострадания и справедливости у человека, посвятившего себя казням и пыткам, и удивительное инакомыслие во времена повальной нетерпимости и узколобости. Почему автор не палача выбрал своим главным героем, мне совершенно непонятно. Персонаж этот очень обаятельный и харизматичный, а в сообразительности даст фору всем героям вместе взятым - в конце концов, даже не участвуя в расследовании, именно он разоблачил лжесестру погибшего пастора, отыскал предводителя и информатора второй банды разбойников, чинившей беспредел на дорогах Баварии, именно он расправился с убийцами-монахами и спас некоторую часть тамплиерского сокровища, в то время как остальные подставлялись и влипали в нелепые ситуации.
Ну да ладно, выбрал Пётч своей героиней дочь палача, но отчего же она у него так бестолкова? Снова эта героиня не сыграла никакой роли в сюжете, разве что насиловала мозг себе, своему возлюбленному и читателям, по собственной глупости попадала в руки убийцам и насильникам и, как апофеоз, попала в плен к сумасшедшему чёрному монаху, загоревшемуся идеей изгнать из неё демонов. В расследовании же толку от неё не было никакого. Не узнала она ничего такого, что уже не стало бы известным тем, кто занимался разгадкой тайны тамплиеров, ничем она не помогла и в момент смертельной опасности, а только добавляла проблем. Для чего автор цепляется за этого персонажа мне лично непонятно. Тем более, что в этом романе эта героиня предстала ещё и очень истеричной. Не импульсивной, а именно истеричной до невменяемости, злой, глупой и легкомысленной. Хотя судя по тому, как взбрыкивала жена палача, дочь пошла в маму. У обеих «кукушка» несколько свёрнута, угу. Остаётся только надеяться, что палач и дальше будет играть существенную роль в романах автора, этот персонаж мне действительно интересен, остальные же не очень, очень не очень.3268