Рецензия на книгу
Ubik
Philip K. Dick
Аноним8 марта 2018 г.Изначально совершенно непонятный и замечательный роман, который стимулирует проникать в суть происходящего. Сюрреалистичная реклама непонятного Убика, который фактически формирует реальность вокруг, но никак не проявляет себя в романе (до определённого момента). Видимо, Убик это аналог виртуальной реальности (её предпосылки) или сильнодействующий наркотик (что, в общем-то, то же самое). Роман не обделён юмором и эпизодов, это подтверждающих, достаточно много. Взять хотя бы один из первых таких - эпизод с дверью, которая не хотела выпускать героя из дома, так как тот этой двери задолжал ещё в прошлый раз. Оказывается, интеллект здесь есть чуть ли ни у каждой табуретки, да и права они умеют качать не хуже холёного юриста.
Вообще то, что описано в романе, к сожалению, невозможно в нашем даже настоящем, я боюсь думать о будущем. Вот эта саркастическая манера общения обслуживающего персонала в лице кофеварок и табуреток, в определённой степени заменивших живых людей, сегодня сменилась диаметрально противоположным образом на вежливость и максимально подчёркивает дистанцию, на которой находятся стороны взаимодействия. Босс с нижестоящим сотрудником не могут позволить себе общаться на равных, не могут позволить острот и крайностей. Я думаю, Филип Дик не мог себе вообразить такой ироничной трагедии общества. Что, кстати, являлось одним из первых нехороших звоночков для меня.
Здесь можно ставить точку и, забив на всякие звоночки, наслаждаться умиротворённостью непонимания всего произошедшего в романе, который для многих стал своеобразной иконой научной фантастики. Прочитав роман в первый раз, я просто ничего не понял. Что-то там происходило, какие-то разворачивались интриги, но целостной картинки не получалось, как после приятия изрядной дозы алкоголя. Для меня, как человека давно бросившего употреблять, это, наоборот, показалось неприемлемым. И я взялся за роман с самого начала.
В Убике сочетается много элементов литературы, которые меня всегда интересовали: это и путешествия во времени, и социальные взаимодействия (например, один из персонажей живёт в еврейской общине - кибуце) и, собственно, сам футуризм с точки зрения в данном случае Филипа Дика. Но, дочитав, роман до конца второй раз, я пришёл к скучному выводу: Дик не смог проглотить такой большой кусок. Ни одной внятно законченной концовки, ни одной пережитой судьбы персонажа, никакого внятного описания пресловутого Убика. Если бы Филип жил в наше время и только делал робкие шаги в мире литературы, я бы поставил 7 баллов, сказал бы что-то вроде "хорошая попытка, бро" или "поменьше пелевенщины" и на этом успокоился. Но Филип Дик - это классика.
Осознание этой мысли бросает меня в холодный пот. Как так-то? Как можно настолько не любить свой же самостоятельно придуманный мир, чтобы даже минимально не описать космический полёт в сеттинге, обладающим такими полётами? Как можно перескакивать с одного персонажа на другого, не имея к этому ровно никаких предпосылок? Зачем вообще в романе такое астрономическое количество персонажей? Какую они выполняют функцию? Что они нам хотят рассказать? Еврейская девушка, живущая вот именно в кибуце, существует в романе для того, чтобы подчеркнуть своё еврейство? Мол "хэй, смотрите, насколько я еврейка из будущего - я даже живу в настоящем еврейском кибуце будущего"? И так происходит со всем, что существует в романе.
Автор не смог придать лёгкой раздолбайскости своему произведению: там не довести специально штрих, здесь оставить неровность, а тут вообще наполовину не достроить конструкцию, чтобы читатель сам это сделал. Здесь, наоборот, на каждом шагу обыкновенная лень и дилетантизм, набрасывающийся на тебя, как опустившийся попрошайка в предчувствии скорой гибели: "ну вложи в меня смысл, ну хоть какой-нибудь!". И остаётся лишь вёртко отстраниться и идти своей дорогой, вспоминая после этот эпизод как нечто гаденькое и неприятное, имеющее налёт случайности.
Скорблю.
14937