Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Против Апиона. О древности иудейского народа

Иосиф Флавий

  • Аватар пользователя
    Аноним7 марта 2018 г.

    кровавый навет.

    «О древности еврейского народа» – это последняя работа Иосифа Флавия. Состоит она из повествования о древности еврейского народа и сочинения «Против Апиона».

    В первой части работы мы знакомимся с образом жизни евреев и с преимуществами, по мнению Иосифа, которые он в себе таит. В ней автор пытается показать нам древность своего народа через сравнение с греками.

    Вряд ли это сочинение понравится грекофилам, ведь в нем обнаруживается, что никакие греки не древние, и никакие не законодатели мод. Все у них случилось на днях (если мы берём за точку 1 век нашей эры): и основание городов, и ремёсел, и написание законов, и уж тем более летописание, а их письменность, - ни что иное, как письменность Финикии. Ну, об этом мы с вами и так знали от Геродота.

    Флавий говорит нам: «У греков нет ни одного достоверного письменного памятника, который был бы старше произведений Гомера, вероятно жившего уже после троянских событий». И опять таки верно. А чтобы вы могли ориентироваться, это примерно VIII в. ВС.

    После Гомера Флавий переходит к философам. И, опять таки, справедливо замечает, что они все единодушно признают, что были учениками египтян и халдеев. Так Фалес, вероятно, привёз из Египта сведения по геометрии. Сюда можно было добавить и заимствование мифологии, но это получилось бы излишне многословно.

    Естественно, Флавий не просто так акцентирует свой атакующий порыв на греках. Он подводит нас к высказыванию:


    Эти люди писали, не зная ничего доподлинно, но каждый о случившемся только догадывался

    Надо понимать, что многие знания о мире того времени дошли до Флавия и уж тем более до нас, через греков. И представления о том или ином народе, были пропущены через греческую призму и в их понимании извращены (если они, вообще, были). Так, например, мне кажется, что греки могли предвзято истолковать иудейскую тягу к монотеизму и их обряды.

    Я бы не стал во всем соглашаться с Флавием, но многие его замечания имеют место быть. Здесь и разночтения греческих историков в сведениях, которым они были свидетелями, и порой излишняя тяга к красноречию.

    Короче говоря, работа хоть и небольшого размера, но крайне интересная и поучительная. Из всех сочинений Флавия я бы выделил его. Безусловно, в сочетании с сочинением «Против Апиона».

    Апион – это египетский грамматик, написавший сочинение против евреев, в котором обвинил их в человеческих жертвоприношениях и каннибализме. Сказал что сирийский царь Антиох Епифан был в Иерусалимском храме, и там к нему обратился грек, который утверждал, что его специально откармливают для последующего убийства и съедения. В историю это вошло под названием «кровавый навет».

    Их полемика достаточна смешна, некоторые моменты, которые отбивает Флавий кажутся глупыми и дурацкими. Он называет Апиона гнусным шарлатаном, который отрекся от египтян и стал называть себя греком, и вообще настолько непостоянен и следует за другими, что стал приверженцем персидских обычаев, насилуя чужих жён и оскопляя мальчиков.

    Хотя стоит признать что Апион был достаточно умным человеком, вот только иудеев не любил. В принципе, это было взаимно:


    И разве не потому всех вас мы называем египтянами или вообще не считаем за людей, что вы противно человеческой природе поклоняетесь животным, кормите их и всячески ублажаете?

    Читайте Флавия. Это смешно, это поучительно, это интересно.

    7
    771