Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Аноним2 марта 2018 г.

    Итак, вот он – грандиозный финал цикла. Эраст Фандорин получивший пулю в «Черном Городе» оживает (кто же сомневался?) и теперь бродит по послереволюционной России. Ищет правду. Точнее, пытается узнать, чья правда правдивее – красные, белые, зеленые или черные (а, чтобы читатели не запутались, все это структурировали по главам). В качестве бонусной сюжетной линии, герой пытается сбежать из Этой Страны. Даже особыми расследованиями не занимается. Так, по мелочи и не особо связанные друг с другом. Но, грандиозность финала смазывается не только этим. Она смазывается… да вообще всем она смазывается.

    Вначале хорошие вещи об этой книги. Она, как и все остальные книги читаются довольно легко. Пока не закончишь – книгу отложить сложно. Все время хочется узнать, что там будет дальше. На этом хорошие вещи заканчиваются. Даже это здесь не как в хороших книгах – когда тебе интересно как же повернется сюжет, а как в «так себе» книгах – когда интересно, когда же здесь начнется интересное. Так и книга незаметно пролетает и оставляет после себя очень странное ощущение какого-то обмана.

    Эта книга вдруг оказывается не только финалом цикла, но еще и таким кроссовером нескольких циклов. В частности, с циклом контрразведчика Романова из «Смерти на брудершафт». Я этот цикл не читал, и у меня вдруг возникла странная мысль, что одной из задач этой книги было прорекламировать цикл про контрразведчика, тем, кто его не читал. Просто коммерция, ничего личного. Но ведь вам интересно, что будет с этим героем дальше? Интересно же? Так купите книги о нем.

    И поэтому ему посвящена примерно половина всей книги. Что для финала совершенно другого цикла – как-то многовато. Причем история этого героя вставлена в самую интересную часть послереволюционной жизни Фандорина. Вот он внезапно приходит в себя после комы (рояль в кустах, да), он оказывается в незнакомом, совершенно чуждом мире. Нищета, беспредел, аббревиатуры, запутавшиеся люди, классовая ненависть. Герой передвигается на коляске, потеряв все свои телесные силы. Теперь он больше не ниндзя. На мой взгляд - интересный поворот. Как он будет действовать в таком виде? Да никак. Буквально в конце первой главы, он вновь обретает все свои способности (рояль в кустах, да) и… Мы переходим к Романову.

    Зачем? Зачем? Я хочу узнать, как обломок дореволюционной России и дворянской чести пытается приспособиться в новом мире. Как он ищет в нем свое место, какими глазами смотрит на окружающих. Ничего подобного мы не увидим. Просто перепрыгиваем через этот период и в следующий раз мы увидим героя вполне приспособленным к миру. Узнаем, что он был в монастыре и… вот в общем-то и все, что нам расскажут об этом периоде. Дальше у нас опять привычный Фандорин – бог роялей в кустах. Он с легкостью решает проблемы, с ним советуются, в него влюбляются.

    Кстати, о влюбленных – разочарование. Этого слова вполне себе хватит для описания нынешней пассии героя. Практически в каждой книге у него были любовные интересы. Но эта – пожалуй одна из самых скучных. Её смысл в книге – фансервис. Чтобы все поклонники такие – «ну нифига себе! Вот это поворот! Она оказывается…». На этом все. Как только эта героиня узнает имя-фамилию главного героя, она тут же влюбляется в него. Хотя раньше и не была от него в восторге. Рояль в кустах, да? А, вспомнил, второй смысл её в книге – это ответ на вопрос всех фанатов – а кто же продолжил род Фандориных? Вот вам и ответ.

    В этой книге, как не в одной другой чувствуется желание автора побыстрее закрыть этот цикл. В ней нет интересных сюжетных ходов. Все сводится к максимальному насыщению текста пасхалками всех мастей – сюжет из «Адъютанта его превосходительства», отсылки к другим книгам цикла и тому подобные вещи. Здесь нет продуманной логики и психологии. Рояли в кустах и авторский произвол. Например, автору зачем-то понадобилось унижать Масу в отношениях с женщинами. Заставить его вести нехарактерно для самого себя. Зачем? Смысла для героя и сюжета в этом не было никакого, а за героя – обидно. Во время чтения, я ловил себя на мысли, что эта книга не ради развития героев или сюжета. Эта книга ради того, чтобы позволить автору занять трибуну и поговорить о банальностях. Нет плохих и хороших сторон. Есть плохие и хорошие люди. Но вот красные – они все же похуже остальных. Ну, так получилось – просто на этой стороне было больше плохих людей.

    А в качестве вишенки на торте – автор оставляет для себя тайный выход. Как всем известно – если нам не показали труп, героя можно считать живым. Мало ли – вдруг понадобится продолжить цикл. Деньги там закончатся, или фанаты будут в дверь стучать. А тут такой сюрприз – герой все знал заранее и на самом деле инсценировал свою смерть. Более милосердным было бы отправить в Новую Зеландию. Все было бы проще объяснить его последующее появление. Ну и, хотя бы одну книгу о герое закончить на позитивной ноте.

    11
    543