Рецензия на книгу
Автохтоны
Мария Галина
Аноним24 февраля 2018 г.Голем-Землемер в г.Одессе
Чтение данного произведения для меня, увы, превратилось в бесконечное разгадывание не слишком сложных авторских ребусов. Не оттого что я такой умный - просто автор явно очень боялась, что ее не поймут, поэтому старательно разбрасывала указатели. Появится Саламандра в тексте - обязательно через пару страниц будет упомянут Чапек ( Карел Чапек Война с саламандрами ). Вместо того чтоб "захватиться" прозой Галиной я погрузился в какую-то инвентаризационную книгу.
Главный герой без имени, приехавший по делу. Кто это у нас тут? Ба! Старина Франц! ( Франц Кафка Замок ). Непонятно кто он и откуда? Каббалистические символы? Создан ли он, либо он реальный человек? Густав, как давно не виделись! ( Густав Майринк Голем ). Боже, семейная драма? Да не суйте мне так в лицо уже Гайдара - поняли мы уже, все поняли ( Аркадий Гайдар Голубая чашка ). Ну и конечно же оборотни, вампиры, сильфы, инопланетяне и пр. Все пустышка, все фальшивое, все театр (а, скорее, опера) - о чем нам недвусмысленно намекают с самого начала.
Перипетии сюжета оставляют равнодушными - Ковач, Андрич, Валевская, Крестожевский - кто эти люди? Они скучны и неинтересны. И даже неинтересна сама мизансцена - главный герой, "он", безымянный голем, стоит на сцене - а вокруг него пляшут персонажи, сотворяя из своих теней хтонь. Причем хтонь не творческую, хтонь автоматическую - оттого и Автохтоны.
Магический реализм, одна из любимых фишек Галиной, всегда можно оправдать "Это не город фальшивый - это так и было задумано". Увы, город фальшивый. И дело даже не в том, что не похоже на Одессу (город не упоминается, но это очевидно. У Галиной, похоже, всегда действие происходит в Одессе) - это не похоже на город. И никаким "магическим реализмом" это не оправдать.
Может ли этот безжизненный конструкт, этот Голем-Землемер не просто сам ожить, но вдохнуть жизнь в окружающее его пространство? Учитывая что даже имя его - загадка. Увы, безжизненный свет дает безжизненные тени. Кульминация книги четко дает понять - глиняная болванка так и осталась глиняной болванкой, какие-бы кабалистические надписи "Гайдар, Майринк, Кафка, Чапек, Уэллс" автор не выбивала на его глиняной груди. Видимо, под конец, автор и сама это поняла - финальный диалог есть масштабный уход в небытие. То самое небытие, которое и породило данных персонажей, но которые как декорации были интереснее чем живые. Мене, мене, текел, упарсин - исчислил автор мир Автохтонов. Конец ему грядет. И конец не Содома с Гоморрой, которых можно было бы обвинить в том, что там слишком много жизни (а жизнь это и есть грех), конец в ярких всполохах серного пламени - нет, конец безжизненный, тусклый, во тьме.14693