Рецензия на книгу
Room
Emma Donoghue
AnnieBooks23 февраля 2018 г.Бродский был не прав
Можно наблюдать очень интересный факт, когда кому-то говоришь о сюжете данной книги.
Ты рассказываешь, как мать с пятилетним сыном замерзают от холода в неотапливаемой комнате и пытаются есть замороженные овощи, а в ответ тебе "Подожди, ты сказала, что она кормила его грудью?! Все это время??". Ты пытаешься продолжать, рассказывая об ужасном насилии над женщиной, но тебя снова перебивают "Кормила грудью?? Пятилетнего мальчика??". И кажется, что даже скажи сейчас, что они являются трехголовыми мутантами и стреляют лазерами из глаз, собеседника все еще будет волновать факт кормления грудью. Я не преувеличиваю, для подтверждения сего уморительного наблюдения можно заглянуть в рецензии.А история вертится не вокруг груди, как многим могло показаться, а вокруг пятилетнего мальчика Джека, который никогда не покидает комнату, в которой был рожден. Живет он вместе с мамой, следует довольно четкому распорядку дня и верит в то, что за пределами комнаты ничего нет, лишь открытый космос. Поскольку повествование ведется от лица Джека, то первые страницы читателю совершенно не понятно, почему мальчик и его мать никогда не выходят на улицу, ведь явными поклонниками Бродского они не являются. Конечно же в скором времени открывается истина - мать Джека, будучи еще студенткой была похищена неким мужчиной, привезена в специально оборудованный сарай на заднем дворе и оставлена в качестве долгоиграющей игрушки. Сарай оборудован кроватью, электрической плитой, холодильником, унитазом, ванной и даже телевизором. Продукты и предметы первой необходимости бережно доставляются на дом похитителем в обмен на покорное поведение и возможно иногда на секс. Через некоторое время у пленницы рождается Джек, которому суждено стать комнатным растением, прожившим всю свою жизнь в 4 стенах.
И самое страшное в этом не насилие над женщиной, не то, как была сломана ее жизнь и психика, не страшные условия проживания, не полная власть мучителя над своими жертвами. Самое страшное - это момент, когда маленький пятилетний мальчик осознает, что в действительности все то, что он видел по телевизору, существует. Что есть моря и горы, что есть другие люди, что мороженое - это не выдумка и оно невероятно вкусное. Но покидать эту комнату он не хочет. Он родился здесь. Он вырос здесь. Это его дом и то, что находится снаружи его не интересует.
Пожалуй, огромный плюс этой книги в том, что сюжет не обрывается на моменте спасения и не завершается фразой "и жили они долго и счастливо". Добрая половина книги отведена на жизнь матери и сына после освобождения из комнаты.
Мать сталкивается с миром, который совершенно не похож на тот, из которого она исчезла несколько лет назад. Все ее одногруппницы давно закончили учебу, завели семьи и разъехались. Ее родители пережили развод и потерю своей дочери. Теперь она объект пристального внимания журналистов и обычных людей. Она и сын проходят реабилитацию, за которую позже придется платить достаточно крупные суммы денег. Весь мир будто обрушивается на нее. Ей приходится заново выстраивать отношения с близкими, часть из которых не хочет иметь ничего общего с ее ребенком. Ей приходится привыкать к постоянному вниманию, которое не всегда выражается в поддержке. Она сталкивается с осознанием того, что она самостоятельно обрекла своего сына на жизнь в комнате, вместо того, чтобы попытаться уговорить насильника подбросить малыша в детский дом.
Джек же вообще оказывается будто на чужой планете. Ему приходится привыкать к самым обыденным для обычного ребенка вещам: приходится учиться находиться на улице, вести себя в общественных местах, общаться с другими людьми, спускаться и подниматься по лестницам, носить обувь. Мама больше не может все свое внимание уделять только ему, не может каждую минуту находиться рядом. Джеку приходится учиться самостоятельности, приходится отделиться от матери, которая была для него центром Вселенной. И также ему приходится отказаться от своего дома. Комната больше не существует, как бы не хотелось вернуться в нее.
В книге действительно есть о чем подумать, хоть она и избавляет читателя от нудных морализаторских философствований по типу "все мы Джеки в какой-то степени, которые сталкиваются с суровой реальностью", за что ей хочется поставить еще один жирный плюс.
Но, как по мне, Эмме Донохью не очень удалось повествование от лица пятилетнего мальчика. Он не может мыслить такими категориями и образами, которые автор попыталась преподнести читателю. От этого эффект присутствия в мыслях Джека подпортился.
Но прочитать эту книгу все же стоит. Особенно, если с подобными историями похитителей и их жертв еще не приходилось знакомиться.
27967