Рецензия на книгу
Человек-амфибия
Александр Беляев
Аноним21 февраля 2018 г.Зеркало души
"— Вы сами создали процесс, в котором невидимо присутствуют на стороне обвинения господь бог в качестве потерпевшего, а на скамье подсудимых — вместе со мной Чарлз Дарвин в качестве обвиняемого. Может быть, я огорчу еще раз некоторых сидящих в этом зале своими словами, но я продолжаю утверждать, что организм животных и даже человека не совершенен и требует исправления. Я надеюсь, что находящийся в этом зале настоятель кафедрального собора епископ Хуан де Гарсилассо подтвердит это.
Эти слова вызвали удивление всего зала.
— В пятнадцатом году, незадолго до моего отъезда на фронт, — продолжал Сальватор, — мне пришлось внести маленькое исправление в организм уважаемого епископа — вырезать ему аппендикс, этот ненужный и вредный придаток слепой кишки. Лежа на операционном столе, мой духовный пациент, помнится, не возражал против того извращения образа и подобия божия, которое я произвел своим ножом, вырезая частицу епископского тела. Разве этого не было? — спросил Сальватор, глядя в упор на епископа".И вновь "человечный" роман попал в мои руки...От романа Александра Беляева "Человек - амфибия" остаётся легкий привкус горечи. Творческое меньшинство, инертное большинство и религия. Автор затрагивает многие аспекты людского бытия и предлагает нам делать выводы самостоятельно. Здесь и многовековое противостояние наука-церковь. И человеческое двуличие. И всепроникающая алчность. И первая юношеская любовь. Любовь отцовская. Отношения родители - дети. Предательство. А самое главное, что нет каши и навязывания автором своей точки зрения.
На страницах романа нет однозначно отрицательных или однозначно положительных персонажей. Если задуматься и присмотреться, то поступки каждого нам близки:- Епископ Хуан де Гарсилассо защищает то, что привык защищать. От него это требует его сан. Да, ради своей жизни он принципами пренебрег, но разве инстинкт самосохранения не самый сильный в природе? Разве мы не даем сотни обещаний самому себе, когда нам угрожает беда? И разве мы не забываем о них, когда тучи рассеиваются?
"Человек вообще не меняется. Когда его совсем прижмет, он клянется начать правдивую жизнь, но дай ему хоть чуток вздохнуть, и он разом забывает все свои клятвы". Эрих Мария Ремарк "Земля обетованная"- Профессор Сальватор гений, но сколько детских и не только трупов спрятано в шкафу великолепного хирурга? А сколько было неудачных операций по вживлению в тело человека акульих жабр? А кто ему дал право рисковать чужими детьми, пусть даже ради науки? Мое субъективное мнение гласит, что ради спасения жизни риск не только допускается, но и приветствуется, но! Огромное НО! Есть спасение жизни, а есть научное любопытство. И те же жабры входят в раздел "научное любопытство". Кто дал профессору право ограждать человека от социальных контактов? Прятать за высокой стеной? Кто дал право отнимать ребенка у отца обманом? Проведенная операция имела бы моральное право на осуществление в случае необратимой паталогии легких ребенка. Где речь бы шла о жизни - смерти или об инвалидности - смерти. Но это только мое
- Бальтазар самый обычный предприниматель. У него есть работа за которую ему платят, вот он её и исполняет. Приказано поймать морского дьявола - выполняй, а рассуждать будешь у себя дома в свободные от работы часы.
"Команда парохода прежде всего стремилась спасти богатых пассажиров первого класса, бросив остальных на произвол судьбы".- Педро Зурита чуть более удачливый и чуть более богатый, чем Бальтазар, но такой же предприниматель. Там купить подешевле, тут продать по дороже. Ихтиандра он хотел пленить лишь по коммерческим соображениям. Да и кто воспринимал Ихтиандра в качестве себе подобного? Для профессора Сальватора он был игрушкой - творением. Для Зуриты диковенной разумной зверушкой, способной дышать под водой. Ну вот мы. Мы заводим дома питомцев, а кто знает чего хотят сами звери? Почему мы не допускаем, что мы так же пленяем их как и Зурита Ихтиандра? Или цирк? Если мы видим упитанное животное без следов от побоев, то с удовольствием наблюдаем за представлением. А ведь зверей пленили и выдрессировали с точно такой же мотивацией, что и Зурита, заковав Ихтиандра в цепи.
"Люди… Они так много шумят, курят ужасные сигары, дурно пахнут. Нет, с дельфинами лучше – они чистые и веселые".К сожалению в романе представлено самое обыкновенное общество. В повседневной жизни нас схожие поступки и схожие модели поведения не ужасают и не удивляют. Мы воспринимаем их как само собой разумеющееся. Ну так давайте посмотрим в зеркало, заботливо сотворенное Александром Беляевым? И не нравится нам то, что мы видим. И открещиваемся мы от узколобого епископа с прокурором и от алчного торговца Зуриты, и от предателя Кристо. А что же нас отличает от них?
3394