Рецензия на книгу
Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая
Борис Акунин
RedicHealsome21 февраля 2018 г.Фанфик от Акунина.
Знаете, часто читатель, закрыв последнюю страницу хорошей книги, никак не может успокоиться. Ему хочется жить в этом мире дальше, встречаться с главным героем снова и снова, переживать схожие эмоции вновь и вновь. Из этого желания родилось такое явление как фанфики , т.е. «выдумки фанатов», литературные произведения, написанные по книге (фандому), но не автором, а кем-то из читателей.
Чем фанфик отличается от произведения самого автора? Как правило корявым языком, отсутствием грамотности, провалами в связности и логичности, однако встречаются и высококачественные фанфики, где всех этих недочетов нет. И тогда основным отличием является то, что фанфик, оставаясь в рамках «канона», т.е. «правил», созданных автором, никогда не сможет сказать что-то новое, создать по-настоящему оригинальный сюжет, осветить новую грань характера героя или удивить нас миром, где все происходит. У таких поделок всего одно из двух – или нет новизны, или творение настолько выбивается из «канона», что уже, собственно, к данной серии не принадлежит.
Могут ли авторы, оригинальные авторы, создавшие «канон», быть авторы фанфиков по собственным произведениям. Акунин с присущим ему талантом и настойчивостью снова и снова доказывает – может!
Перед нами некая книга, которая позиционируется (по крайней мере по состоянию на сегодня) как последняя книга серии об Эрасте Фандорина. Чего бы я ожидал от автора? Все, что мы знаем о Фандорине, его друзьях и недругах, его любовницах, начальниках и «людях», его характере, его поступках, его этапах биографии – все это будет сведено вместе в катарсисе, сразу все объясняющем, делающем все ясным, сплавливающим все элементы в единое, прекрасное целое. Мы открываем рот, мы не верим своим глазам, мы поражены, но уже через секунду понимаем – именно так все и должно быть, только так, не иначе!
Ну и Акунин… Ну, вы догадались. Он даже задачи такой перед собой не ставил. Как графоман, строчащий фанфик, он не может понять, что такое катарсис, ему катарсис не нужен, он не знает, зачем читателям нужен какой-то катарсис. Будет простое повторение того, что уже было. Чем вы не довольны?
Да и не роман перед нами вовсе. По сути, это сборник фанфиков. Как будто объявили конкурс среди читателей – а ну-ка, напишите-ка, как вы видите любимого героя в буреломные годы революции! Вот и написали. А какой-то редактор отобрал, причесал и сложил из этого «роман».
А герой? Один из приемом фанфиков, используемый, чтобы хоть как-то соригинальничать (ага, фандоринское словечко!), - это выдвинуть на первый план какого-нибудь второстепенного персонажа, а о главном герое забыть. Ну Акунин именно этим и занимается – периодически забывает о Фандорине. А мне, поверите ли, неинтересно читать книгу о Фандорине без Фандорина! Вот такая засада. Капризный читатель попался.
Типично для фанфиков и столкновение в одном произведение разных фандомов. А давайте, чтобы соригинальничать, мы объединим «Преступление и наказание» и «Золотой ключик». Интересно ведь получится! Только получается ни то, ни се. Не «Преступление и наказание», и не «Золотой ключик». Акунин и этот прием фанфиков не забывает. Он настойчив. Он талантлив! Как фикрайтер (писатель фанфиков), конечно!
А расследования? Детектив? Детективы писать, кстати, трудно. Создать преступление так, чтобы читатель с первой страницы не сказал: ну, все понятно! – очень сложно. А потом распутать это преступление так, чтобы читатель все знал, но не догадался до последней страницы – трудно втройне. Это задача для писателя-детективиста. Такую задачу типичный фикрайтер перед собой даже не ставит – изначально понимает, что не получится. И Акунин не ставит. Зачем? Какие-то преступления, какие-то расследования. К чему? Хотите читать про расследования, читайте Акунина, а я фикрайтер, я тут пишу про то, как Романов (не царь, а контрразведчик) и Фандорин встречаются…
Зато мы узнаем все про бабушку магистра Николаса Фандорина. И зачем нам это? Любой автор так просто такие вещи «не вбрасывает», только для того, чтобы это играло на образ. А вот фикрайтеру все равно, он вбросит, ему не жалко. Акунину и не жалко.
Выбор, читать или не читать, конечно, за нами, читателями. Что нам важнее – новая книга от знаменитого писателя, или то, ощущение, которое двадцать лет назад сделало этого писателя знаменитым. Если последнее, читать не стоит.
17615