Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек, который принял жену за шляпу

Оливер Сакс

  • Аватар пользователя
    Аноним2 марта 2011 г.

    Потеряв ногу или глаз, человек знает об этом; потеряв личность, знать об этом невозможно, поскольку некому осознать потерю.
    Оливер Сакс

    Эх, знать бы кого благодарить за наводку. В упор не помню, в чьей книге впервые встретила упоминание об Оливере Саксе и его работе.
    «Человек, который принял жену за шляпу и другие истории из врачебной практики» - гимн Личности. Личности в состоянии ущемления своих возможностей, личности, которая оказывается в невероятных условиях, личности, которая побеждает или погибает. И победа даётся совсем непростой ценой. И Пирровой бывает тоже. Просто Сакс постоянно делает акцент на том, что в человеке главное – он сам.
    Фантасмагории человеческого разума удивляют сильнее любых фантастических историй. Книга произвела на меня огромное впечатление. Особенно то, как Сакс помогал своим пациентам, а они не сдавались и достигали многого. Если не полного выздоровления (это редко возможно), то облегчения ситуации. Смысл именно в уникальном (а хотелось бы – повсеместном) взаимодействии врача и пациента в поиске выхода. Сакс для меня – идеал врача. И очень радостно встретить его в документальной (!) литературе.
    Сакс никогда не относится к своим пациентам, как к «бедным-нищасным больным людям». Пока у них есть Личность – они просто люди. (О распаде личности в книге тоже есть – и это самое страшное). А еще Сакс никогда не пишет: и вот пришел ко мне нищасный больной, а я взял и помог ему бедняжке. Пациенты Сакса прежде всего помогают себе сами! И совершают чудеса самообладания, выносливости и жизненной стойкости. «Глаз-ватерпас», к примеру, показательная история. И ведь ни разу Сакс не приписывает себе некое важное значение в жизни пациента. Врач приходит и уходит, а пациент остается со своей бедой один на один – иногда навсегда.
    Очень хотелось бы сделать списочек из названий глав и о каждой написать отдельное: «А вот здесь ух ты! было вот в чём», но это неправильно. Книга полна интереснейшими фактами. Истории пациентов Сакса настолько нестандартны, что большую часть обычный человек просто не может себе представить, поэтому не хочется спойлерить и открывать секреты. Постараюсь описать свои впечатления иначе. Только самое-самое для меня.
    Поразил случай с потерей проприоцепции (ощущения собственного тела). Пока рассказывала эту историю Сиреневому, заявила: «А заодно я жестикулирую, автоматически двигаю рукой. Ты представляешь какое это наслаждение – ощущать движения своих пальцев, ладони?». Сиреневый хмыкнул: «Эк тебя проняло». Да не то слово. Теперь я знаю, как называется то, что меня радует по жизни. Проприоцепция. Шестое чувство. (Бестелесная Кристи вызвала у меня одновременно сильнейшее сострадание и восхищение. Она боролась. Утратив, не сдалась).
    Глава «Фантомы» открыла мне глаза. Я совершенно неправильно воспринимала некоторых своих персонажей (впрочем, о них еще не писала, так что есть шанс исправиться). О «фантомных болях» слышала и раньше, но о том, почему «фантомы» важны – впервые. Это многое объясняет.
    Сакс описывает также очень интересные случаи амнезии. Я вообще не знала, что подобное бывает. Теперь, если встречу книгу Лурии «Нейропсихология памяти» – обязательно прочитаю. Интереснейшая тема – память и ее невозможности, только очень страшная. И в контексте рассказ Ильи Варшавского «Тревожных симптомов нет», оставаясь антиутопией, перестает быть фантастикой.
    Меня действительно поразила воля к жизни многих пациентов Сакса. Жизнь как борьба, бесконечная борьба. Цитата, которая очень задела: «Воля к бытию, к выживанию в качестве уникального суверенного индивидуума – самый могучий наш инстинкт. Он сильнее любых импульсов, сильнее болезни. Здоровье, воинствующее здоровье, обычно выходит победителем». Парадоксальным подтверждением мысли Сакса является для меня «Путь в Индию».
    А моей самой любимой историей стала «Ребекка» - такая добрая, такая настоящая. О том, как должен (именно должен!) врач видеть и воспринимать своего пациента. Вообще истории из "Наивного мира" оказались в тысячу раз интереснее, чем я о них заранее думала (хотя самой сильной частью я считаю "Утраты").
    В общем, Сакс удивительный. Он совершенно просто и при этом ярко, живо, эмоционально и увлекательно пишет о вещах специфических и специальных. Не смущает даже обильная терминология, т.к. не отвлекает от того, что более всего интересно в книге – личностей и их непростых историй. Сакс – тот тип человека, который особенно мне нравится – увлечен своим делом, своей работой до такой степени, что это превращается в Дар. И он упорно доказывает: «Человека нельзя разложить по схеме. Каждый пациент уникален. И каждый требует особого подхода и отношения».
    В итоге, эта книга а) оказалась крайне увлекательной и полной ранее неизвестной мне информации, б) напомнила о простых и прекрасных радостях, а также о том, что по ту сторону разума тоже есть жизнь, в) вскрыла мой давний болезненный нарыв, промыла его и – ура! – ранка затягивается (неожиданный бонус).
    Определенно – книжная весна начинается для меня просто замечательно))).
    П.С. Сакс так заинтриговал меня ссылками на свою книгу "Пробуждения", которой нет на русском, что мне очень захотелось узнать - что же там за история. Нашелся фильм "Пробуждение". Я его уже посмотрела, он, конечно, хороший. Но книга должна быть в тысячу раз лучше, а я в оригинале не читаю. (Поэтому ради новой встречи с Саксом придется искать "Антрополога на Марсе").

    И мир, в котором живёт человек, со всеми его страхами, радостями, рождениями, смертями, надеждами, существует не где-то рядом, он находится внутри человека.
    Александр Етоев «Книгоедство»

    37
    124