Рецензия на книгу
Жизнь и цель собаки
Брюс Кэмерон
Аноним20 февраля 2018 г.Лампомоб-2018: 3/8
Когда я начала читать эту книгу, она мне не понравилась. Показалась слишком искусственной. Проблема в том, что она написана от лица собаки. В предисловии написано, что автор много консультировался с зоопсихологами, изучал поведение собак. Вполне вероятно, что это ему помогло, и всё же поставленная задача слишком сложна, наверное, даже нерешаема. Написать рассказ, вжившись в собачий образ мыслей - и при этом подразумевая реалистичные события! - это всё-таки слишком.
Противоречия начинаются с первых страниц и дальше только растут. Маленький щенок родился и осваивает мир. Он мысленно даёт имена своим братьями и сестре, подмечая самые характерные их черты - но при этом у него нет слов, чтобы описать вполне обыденные процессы. Он ещё почти ничего не знает о мире, о людях, зато в повествовании уже появляется слово "автомобиль". И так далее, и тому подобное. Попав во Двор - своё первое пристанище - щенок получает имя и узнаёт имена некоторых товарищей. Но его брат и сестра остаются с теми же именами, которые он дал им сам. Словно люди каким-то волшебным образом этим имена узнали.
И дальше всё повествование будет наполнено теми же противоречиями. Фразы окружающих пса людей будут приводиться полностью - но подразумевается, что собака их не понимает. Однако рассуждает при этом не просто логично, но и демонстрируя память о прежних жизнях. И конечно, автору хочется писать не столько о собаке, сколько о людях. Это довольно быстро становится понятно. Но до самой последней страницы об этой людской жизни мы читаем рассказ, который написан от имени собаки.
Неудачный приём, как мне показалось. По-моему, авторский текст от третьего лица был бы гораздо уместнее. Это не означает, кстати, что следует отказаться от ракурса "глазами собаки". Есть немало очень удачных примеров, когда автор выбирает повествование от третьего лица, но при этом от начала до конца следует за одним героем, становясь словно его тенью. Тот же "Гарри Поттер" за исключением нескольких глав - и они, кстати, очень странно смотрятся. А если говорить о животных, то это, конечно, "Зов предков" Джека Лондона или закадровый текст в фильме "Ко мне, Мухтар!". Интересно, что в повести, по которой поставлен фильм, этого нет. Там просто повествование с нейтральной такой позиции. Но в фильме все закадровые реплики поданы именно так, словно мы смотрим на происходящее глазами пса, хотя и от третьего лица. И там это очень органично.
Но всё же, когда действие стало развиваться, эти детали отошли на второй план. И хотя сама идея о предназначении собаки не слишком меня захватила, очень тронула вот эта череда судеб разных людей, которые меняются благодаря животным. Мы не знаем и, наверное, никогда до конца и не узнаем, что в действительности собаки думают о людях, и очеловечивать собак, конечно, неправильно. Но отношения человека с собакой могут стать не менее глубокими, чем отношения с другими людьми, просто они складываются иначе.
7212