Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Аноним20 февраля 2018 г.

    Раствориться в ментальности

    Мы расстались в  Чёрном городе? По некоторым косвенным признакам, да. И в конце той книги Эраст Петрович в очередной раз погиб? Я, правда, не помню, последний десяток лет встречи с Фандориным проходят по одной схеме: вялое оживление в начале (жив ещё курилка?), жгучая радость абсолютного узнавания сопровождающая появление героя (это он, как я соскучилась, я его обожаю!), постепенный спад интереса, сопровождаемый понуканиями в свой адрес (ты чего, соберись и наслаждайся, это же Фандорин!), но к финалу облегчение.

    Полтора десятка лет назад все было иначе, едва не плакала, когда заканчивалась очередная книга, всякой следующей радовалась как встрече с другом, а в промежутках перечитывала по кругу. Ну да, натурально влюблённость. Так ведь, не у меня одной. Думаю, не ошибусь, если предположу, что всякая женщина на постсоветском пространстве влюблена была в Эраста Петровича, как кошка. По Бегбедеру любовь живёт три года, наша пережила шесть раз по столько, опровергнув максиму. К сожалению, не одну только эту, "старая любовь не ржавеет" тоже оказалась не совсем точной, ещё как ржавеет:  "Онегин, я тогда моложе. Я лучше, кажется, была". Далее по тексту

    Итак, новая революционная Россия, куда верный Маса ввез господина не то тушкой, не то чучелом, Фандорин в коме. А мир, тем временем, успел разрушиться, до основанья, как в песне. Построить же пока ничего не вышло. Но получилось размежевать русскую правду на красную, белую, зелёную - почти триколор. Попытке определить, есть ли рациональное зерно хотя бы в одной из них и если да - принять её сторону, посвящена эта книга.

    Григорий Шалвович большой умница и просветитель от Бога, он много  расскажет своему читателю о тех интересных временах (чтобы ты жил в интересные времена - на самом деле так, а не "во времена перемен" звучит китайское проклятие). И, что важнее  -  тем языком, который читатель привык слушать с неослабевающим вниманием. Немного ведь найдётся желающих мучить себя шестисотстраничным опусом о жизни Блюмкина, чекиста убившего немецкого посла Мирбаха прямо у него в кабинете. И куда более приятную книгу о Махно, подозреваю, немногие прочтут. А тут весь расклад тамошней жизни в одном флаконе :большевики, белогвардейцы, анархисты. Бонусом - анатомия заговора и устройство конспиративной организации.

    Так много, точно, информативно, живо, интересно вам больше никто не расскажет. А надо? Разумеется. Народ, не знающий своей истории, обречён на пребывание в ничтожестве. И не суть важно, что читатель Акунина получает историю в беллетризованном виде, на владение абсолютным знанием тут никто не может претендовать, а кто утверждает, что владеет, врёт или заблуждается. Автора ругают за Романова, возникшего на страницах, а по мне - пусть будет. В свое время сериал о приключениях героя "Смерти на брудершафт" оттолкнул меня именно сходством парсонаж парсипаль с Фандориным и читать ту серию не стала : кого вы мне вместо любимого подсовываете?  Но теперь можно, дубль два, почему нет?

    Резюмируя: Акунин всегда знак качества, а Эраст Петрович не покинул ниши культового героя, но лишь предельно расширил ее, при растворении в стакане воды концентрация вещества неизбежно более высока, чем при растворении в озере. Удачливый неудачник Фандорин растворился в архетипе национальной ментальности, насытив нашу широкоплечую расхлябанность своим ratio, которое означает не только разумность, но и соразмерность, гармонию, удачливость. Самая завидная судьба для литературного героя.

    23
    1,2K