Рецензия на книгу
Тринадцатая сказка
Диана Сеттерфилд
Аноним20 февраля 2018 г.Книга с такой обложкой и таким названием производит ложное впечатление, что книги здесь будут играть важную роль, да и упоминание места работы главной героини намекают на то же самое, однако увы. Книги, конечно, сыграли свою роль - в становлении характера Маргарет Ли - к сожалению, отрицательную. Ее вкусы мне были не близки, но сначала я не отреагировал на них: в конце концов, на вкус и цвет товарищей нет, и судить о человеке (или герое) о его предпочтениях в литературе - дело неблагородное, но чем дальше, тем влияние излюбленных книг все серьезнее проявлялось, так что перед нами вышла скучная, не особо далекая, но крайне впечатлительная девушка, способная нафантазировать себе невесть что. Ее страдания по умершей сестре-близнецу вместо того, чтобы вызвать сочувствие, вызывало только желание поскорее проскочить эти сцены и забыть, как страшный сон. То, что ее ощущения, будто она неполноценная, будто она не может жить без сестры, надуманны, очевидно, ведь пока она не знала, что у нее была сестра-близнец, Маргарет не испытывала ощущения пустоты. А вот узнала и тут же начала страдать. Ей, конечно, не очень хорошо жилось из-за того, что мать так и не смогла восстановиться после трагедии, но этот вывод я сделал скорее логически, чем прочувствовал, что ей и правда было одиноко и сильно не хватало материнской любви. А разве подобная литература не должна в первую очередь затрагивать именно чувства?
Еще в книге имеется писательница. Нет, не просто писательница, а великая рассказчица этого поколения, достояние нации и прочие прекрасные эпитеты. Но обольщаться не стоит: секретов ее литературного мастерства не раскрывается (кроме одной сцены, да и то она скорее сводилась не к процессу написания книг, а к тому, что история ее жизни так просилась на бумагу), да и сами истории, что Вида Винтер рассказывала Маргарет Ли, не вызвали у меня особого отзвука. Или винить в этом стоит Маргарет Ли, которая не слишком хорошо пересказала историю мастерицы слова?
В любом случае, книги здесь не играют никакой роли в сюжете, и весь он связан с тайной одного семейства. Я мог бы решить, что мне просто не интересны подобные книги, но вспомнил, что тот же "Гиппопотам" Стивена Фрая, где имела место семейная тайна (пусть и другого плана), вызывал у меня желание разгадать, как дела обстоят на самом деле. Здесь же мне было все равно, что там с этими близняшками Мартч было, отчего они такие, что за призраки ходили в их доме и тому подобное. В конце Маргарет решила рассказать нам о судьбах всех упомянутых героев этой истории, потому что знает, как после закрытия книги любопытно узнать, что же с ними все-таки стало, но мне было совершенно все равно.
Интересный момент: в книге много деталей в описании пейзажа, интерьера и тому подобных вещей, с конкретными названиями растений - все как полагается. Такой подход должен был погрузить читателя в атмосферу книги, но в данном случае не сработал. Если рассказчик повествует о своих героях отстранено, то сколько бы красивыми ни были декорации, прочувствовать переживания героев все равно не выйдет. И это забавный момент: такая легко восприимчивая и чувствительная к подобным сюжетам девушка, как Маргарет, должна была проникнуться историей Виды Винтер (и вроде бы так и было), но заразить читателя своими чувствами она не смогла.
20369